Придирчивый читатель может спросить о том, а что, собственно, за вопрос такой, что о нем необходимо говорить отдельно. И будет, несомненно, прав. Ибо, это не просто важный, а очень важный момент. Во-первых, потому что замечательный человек может в два-десять раз быть лучше просто хорошего человека. И это при условии, что хороший человек в два-четыре раза лучше обычного. Вот и получается, что в среднем замечательный человек в десять раз лучше обычного. Если спросить любого человека о том, хочет ли он быть замечательным, то практически все ответят, что, конечно, хотят. Но вот тут есть камень преткновения: хотеть и быть — это совершенно разные вещи. Хотят вроде как все (чисто теоретически), а являются только два-пять из сотни. В силу своего небольшого (мягко говоря, небольшого) количества, замечательный человек представляет особую ценность не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с общественной, и с государственной точки зрения. Ибо, именно замечательные люди создают особый климат в обществе. Все хорошее, красивое, прекрасное, как правило, создается именно замечательными людьми.
Необходимо отметить, что и у автора были весьма разрозненные представления о замечательном человеке до того, как он начал более основательно анализировать этот вопрос самостоятельно. И в ходе анализа этого вопроса было получено много новой информации, которая постепенно все больше и больше систематизировалась и в результате создала более или менее стройную систему представлений, которой автору и хотелось бы поделиться с читателем. Ибо, ему на каждом шагу попадаются замечательные люди, которые не только не знают, но даже и не подозревают о том, что они — замечательные, с одной стороны. А, с другой стороны ещё более часто встречаются люди, которые претендуют на звание не только замечательного, но даже и очень замечательного человека. Но, на самом деле, их не только замечательными, но даже и просто действительно хорошими назвать невозможно. И получается своего рода путаница и неразбериха не только в том или ином индивидуальном сознании, но и в общественном мнении. Ибо, реальность свидетельствует о том, что большинство людей, получивших статус «замечательный», весьма далеко от него на самом деле. И в то же время, большинство его реальных носителей, в силу своей значительной скромности, не стремится подать себя обществу с должным внешним эффектом. И потому остается вне его поля зрения. И более того: отсутствие интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности (по большому счету) у большинства обычных людей приведет к тому, что оно не в состоянии рассмотреть в общей массе замечательного человека. Во-первых, потому как нет в их сознании такой идеи практического характера. Во-вторых, отсутствуют критерии диагностики личности такого характера. И, по большому счету, проблема не в том, что эти очень редкие и очень ценные люди остаются без адекватной оценки и признания. А в том, что от такой некомпетентности и равнодушия в значительной степени страдает гармония и общества, и государства, и человечества в целом. А это вовсе не пустяк, которым можно в значительной степени пренебречь. Каждый человек, видя замечательного, может иметь перед собой пример, достойный максимального подражания. Или, как минимум, четкий и конкретный ориентир для работы над собой. Не говоря уже о том, что все действительно замечательные люди хотя бы чисто теоретически получают возможность узнать и увидеть себе подобных. И организовать свое рода общество, которое может способствовать в определенной степени оптимизации существования и каждого из них, и всех в целом, и общества в целом.
Конечно, каждый замечательный человек существует сам по себе. Он в значительной степени может быть самостоятельным и автономным. Но вот сознательная поддержка и одобрение ему тоже не помешают. И со стороны наиболее достойных людей общества, и общества в целом. Хотя, конечно, наше нынешнее общество к этому моменту совершенно не готово. Так сказать, менталитет не позволяет. Ни политика, ни идеология, ни психология, ни философия, ни уровень мудрости и одухотворенности, ни гармоничности, ни зрелости, ни самостоятельности, ни конструктивности, ни созидательности, ни прочих четырехсот классических человеческих добродетелей. Все очень грустно. И именно поэтому у автора и возникла идея разбавить эту бочку дегтя своей ложкой меда. Глядишь, и возникнет своего рода группа единомышленников, которая продолжит, по мере сил и возможностей, традиции автора.
К сожалению, реальность такова, что большинство людей, находящихся у власти, всеми выше перечисленными достоинствами и добродетелями не обладают. Да и не особо стремятся их обрести и развить. Как, собственно, и большинство остальных людей. И поэтому рассчитывать на их сознательное и конструктивное отношение к вопросу о построении принципиально более адекватной политики к замечательным людям, мягко говоря, не приходится.
Проблема, по большому счету, не столько психологическая, сколько философская и духовная. Ибо, каждый замечательный человек — это посланец Высших сил на Земле. И это, собственно, особенно важно знать и ему самому. Для построения более адекватного отношения к жизни, к обществу, да и к себе самому. В противном случае, ничего толкового из этого получиться не может, в принципе. И в совокупности с неадекватным отношением общества к замечательным людям возникают миллионы индивидуальных и коллективных драм и трагедий. Да и, собственно, интенсивность положительной эволюции и общества, и государства, при этом, весьма существенно уменьшается. Периодически либо переходя в явный и откровенный застой, либо переходя в процесс психологической и духовной деградации. Каждый год которой отбрасывает и общество, и государство далеко назад. И, чтобы должным образом наверстать упущенное и компенсировать все последствия и осложнения, вызванные деградацией, потребуются просто-таки титанические усилия не только лучшей части общества, но и его всего. С интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения. И что, собственно, на практике очень мало вероятно. Поэтому вспоминается выражение о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить». И это действительно так: профилактика возникновения сложной проблемы является самым эффективным способом ее решения. Наиболее быстрым и наименее затратным, более гарантированным и более эффективным.
Замечательный человек, в первую очередь, имеет сильно развитую тактичность и деликатность. Причем, до уровня тонкого, изящного, хорошо осмысленного. К ним в комплексе идут великодушие и снисходительность к чужим ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям, менее совершенному типу личности в целом. Особую специфику придает элемент самоотверженности. Когда для достижения истинной гармонии в обществе (только с точки зрения системы классических ценностей, а не с позиции распространенных упрощенных стереотипов) человек готов пожертвовать многими своими личными интересами. Не говоря уже о благополучии своих близких и родных.
Представляется интересным и следующий момент: замечательный человек не только искренне желает делиться душевным теплом высокого качества, но и реально умеет это делать. И тут опять же следует отметить определенный нюанс. Его душевное тепло представляет из себя большую ценность не только для простого и обычного человека, но и человека средней степени сложности и даже сложного. Не только для классического интеллигента, но и для человека с рядом свойств личности аристократического характера. Конечно, и тут есть свое определенная градация по уровню совершенства душевного тепла: обычное, утонченное, изящное, изысканное. И тут необходимо отметить, что простой и обычный человек не может быть замечательным. Ибо, его набор достоинств и добродетелей не позволит ему обрести такой статус. Ни в количественном, ни в качественном плане. Замечательный человек — это, как минимум, человек средней степени сложности. А таковых, мягко говоря, далеко не так много, как нам всем этого хотелось бы. И пусть вас не смущает выражение «средней степени сложности», ибо, две трети людей имеют только минимальный уровень сложности, в лучшем случае. Замечательный человек умеет понимать мысли и чувства не только простых людей, но и умных, и сложных. В отдельных случаях, и очень умных, и очень сложных. Человеку стандартного менталитета это не дано в принципе. Не зависимо от уровня образования, социального статуса и продолжительности жизни. Обычные и простые люди только тешат себя иллюзией о способности понимать явления жизни средней и высокой степени сложности.
Большим украшением личности замечательного человека является его одухотворенность. Причем, ощутимо более высокая, чем у большинства из его окружения. Она придает вполне определенную осмысленность всем его мыслям и чувствам, желаниям и мечтам, стремлениям и поступкам. Она привносит существенный элемент совершенства в его личность. Не обязательно безграничный, но тем не менее.
Несомненной изюминкой является присутствие в нем психологической интуиции и проницательности. Что позволяет буквально чувствовать большинство окружающих и быстро и конкретно выявлять их истинное лицо. Несмотря на их выраженную лживость, лицемерие, актерство, авантюризм и интриганство, страсть к психологическим манипуляциям эгоистического характера. Они склонны видеть скрытую подоплеку многих жизненных явлений интеллектуального и психологического, нравственного и духовного характера. Поэтому ввести их в заблуждение значительно сложнее, чем остальных. Эти качества дают им большое и несомненное преимущество над большинством других людей, которое они никогда не используют во зло. С целью уменьшения уровня гармонии в обществе, в государстве, в человечестве, во Вселенной.
Большим плюсом к прочим достоинствам является их психологическая сообразительность и изобретательность на уровне между средним и высоким. При условии, что у большинства они между минимальным и средним уровнем, чаще, правда, ближе к минимальному. Что, собственно, придает особую актуальность и ценность не только этим качествам замечательного человека, но и прочим его достоинствам и добродетелям, способностям и талантам.
Большим подспорьем ему служит развитая психологическая любознательность (не путать с банальным любопытством к слабостям и недостаткам ближнего) и внимательность. Он активно познает мир, впитывает в себя массу новой информации, осмысливает ее достаточно основательно. Он чутко реагирует на малейшие изменения в окружающем мире. Чтобы вовремя и адекватно на них реагировать. Он очень внимателен к интересам окружающих. И никогда их специально и демонстративно не игнорирует. За исключением отдельных случаев, когда это действительно необходимо в силу мощных духовных причин.
Приятным дополнением служит хорошо развитое (как минимум) чувство психологической эстетики. Причем, как в восприятии различных жизненных явлений, так и в их самостоятельном созидании. То, что создает замечательный человек, как правило, не просто намного лучше, чем у остальных, а принципиально лучше по своим ведущим количественным и качественным параметрам. Условно говоря, один килограмм его интеллектуальной и душевной продукции может иметь ценность значительно больше, чем сто килограмм продукции любого другого простого и обычного человека. И это важно понимать и всем окружающим, и ему самому. Ибо, никому не дано менять иерархию ценностей из системы классических ценностей, не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.
Особую симпатию вызывает психологическая бдительность. И внутренняя, и внешняя. Она позволяет ему хорошо контролировать большинство основных процессов его внутреннего мира. И то, что происходит вокруг него, особенно в общении. Чтобы вовремя распознавать многочисленные и разнообразные варианты деструктивных и дисгармоничных людей. И в соответствии со своей информацией наиболее адекватно строить с ними отношения. Что может уберечь не только от многих проблем и неприятностей, но и разнообразных драм и трагедий.
Не менее важна и психологическая предупредительность. Когда проводится сознательная и целенаправленная, мощная и постоянная профилактика возникновения различного рода проблем и неприятностей. В своей жизни, в общении с другими людьми. И нередко и в жизни многих окружающих. Особенно из числа особо приближенных. В подавляющем большинстве случаев, находится достаточно оптимальный компромисс интеллектуального и психологического характера. И тут предоставляется особый простор для действия сообразительности и изобретательности, творческого мышления.
Дополняет предупредительность психологическая гибкость и дипломатичность, заботливость о сохранении и укреплении интересов ближнего. Если он предполагается хорошим человеком. Потому как заботиться о процветании банальной сволочи — это своего рода духовное преступление. За которое все и всегда бывают серьезно и основательно наказаны. Замечательный человек, как правило, стремится без особой необходимости не создавать новых искусственных проблем и сложностей. И по возможности их избегает. Если это не противоречит его духовным принципам. Сложные ситуации он старается моделировать таким образом, чтобы от них было как можно меньше ущерба и ему самому, и остальным участникам конкретной ситуации. Исключение может составлять ситуации, когда гармония общества требует обличения деструктивного человека. Но не сиюминутные соображения политического, идеологического характера или капризы общественного мнения. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные «завихрения» ленинской и сталинской эпох. Да и многих других в истории человечества. В девяносто девяти случаях из ста они принципиально противоречили гармонии из системы классических ценностей. А принятое в том или ином конкретном обществе понятие гармонии было ее принципиальным искажением и извращением.
Прекрасно представлено и чувство меры у замечательного человека. Он обладает хорошим уровнем инициативности и по жизни вообще, и в общении с наиболее достойными партнерами. Он сам моделирует общение, в соответствии с тем, что именно в его представлении хорошо, красиво, изящно, умно, гармонично. Он чутко реагирует на изменения в окружающем мире, делает соответствующие выводы и претворяет их в жизнь. Он не боится быть слишком активным или целеустремленным, делать слишком умные или слишком красивые знаки внимания. Конечно, он все делает осмысленно. Но в нем нет скупости. Интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Не говоря уже — физической. И он в своей инициативности ориентируется не на престижные в общественном мнении моменты. А на свои убеждения. Как правило, у него имеется богатая психологическая палитра души. Он, как драгоценный камушек, переливается всеми гранями своей души. Вызывая обычно не только симпатию, но и немалое очарование.
Отдельным моментом личности замечательного человека является его особенная психологическая аккуратность в общении. Всегда и во всем. Он не позволяет себе быть легкомысленным и безответственным, небрежным, эгоистичным, слишком рационалистичным. Собственно, он стремится в максимальной степени контролировать проявления в своем внутреннем мире (в первую очередь) практически всех четырехсот недостатков и пороков. Ибо, тесно связывает с этим моментом свое чувство собственного достоинства. Ему не нужен внешний контролер. Его совесть — самый строгий цензор.
Особенно очаровывает его способность создавать качественный психологический комфорт для своего партнера по общению. И не только глупому или неглупому, но и действительно умному. А иногда — и очень умному. Ибо, две последние группы людей требуют к себе гораздо более сложной науки общения, чем предыдущие две группы. И не только для простого и обычного человека, но и для утонченного или изящного (это вообще мало кто умеет и поэтому эта способность особенно ценна и важна). Применительно к изысканному человеку эту функцию может выполнять только человек с выраженными и многочисленными аристократическими свойствами души.
Его фантазия и воображение имеют хороший уровень изящности. И поэтому их плоды имеют всегда хороший уровень (как минимум, хороший) приятности для наиболее достойных (а не для всех) окружающих. Собственно, все его мысли и чувства не лишены вполне определенной изящности. В отдельных случаях, особенно выраженной и прекрасной. Замечательному человеку вообще свойственно иметь хороший уровень трудолюбия и добросовестности души. Он не может откровенно халтурить. Хотя, все делает осмысленно. Несомненным достоинством его является правильная любовь к себе. Одной из главных особенностей этой любви является то, что человек требователен обычно к себе и умеренно лоялен к окружающим. А не наоборот. Он любит себя не вообще, а за конкретные достоинства и добродетели, принципы и убеждения, за существенное соответствие системе классических ценностей. Которая, к сожалению, часто не совпадает с распространенной и принятой в обществе.
Производит приятное впечатление на окружающих и его изящное чувство юмора. Лишенное демонстративности и экзальтированности, жесткости и агрессивности, язвительности и сарказма, злобности и желчности. Основанное преимущественно на различных оттенках и полутонах, нюансах и деталях, на мягком и косвенном намеке.
Крепкий внутренний стержень помогает ему в преодолении различных преград и препятствий на жизненном пути, в серьезной и интенсивной работе над собой, в полноценной реализации своей творческой сущности, в проживании сложных и трудных периодов жизни, в достойном выходе из ситуаций, связанных с лишениями, ограничениями, несправедливыми унижениями и оскорблениями, в восприятии агрессивной и недоброжелательной критики. И прочих весьма непростых моментов жизни.
Одной из прекрасных граней этого драгоценного камушка является способность к изящному сочувствию и сопереживанию, своевременному и адекватному, искреннему и бескорыстному. Осмысленному, но лишенному банального рационализма.
У замечательного человека, как правило, есть обширный комплект свойств классической женственности или мужественности (в зависимости от пола). Хороший уровень утонченности души, конечно, обуславливает повышенную чувствительность к отрицательным явлениям жизни. Но, с другой стороны, способствует более адекватному восприятию положительных явлений жизни. Но, что еще более важно — проявлению более утонченных мыслей и чувств во внешний мир. Рядом с ним большинству достойных и хороших людей очень комфортно. Поэтому они очень сильно любят этого человека. И стремятся создать ему дополнительные мотивы для каждого дополнительного случая общения с ним. Максимально интенсивно и многогранно, регулярно и полноценно.
Особым достоинством его является способность создавать общение на сокровенном уровне. Конечно, не со всеми, а лишь с особо избранными. Ибо, большинство обычных людей этого момента и не знает, и не понимает, и не умеет, и относится в силу этого, к нему предельно настороженно и подозрительно. Более подробно об этом будет сказано в отдельном разделе.
Он умеет быть эффективным активатором резервов другого человека. На добрые дела. Как, впрочем, и неплохим мотиватором юных и неопытных в проявлении их добродетельности.
Достигает порой особого уровня виртуозности его способности к тонкому и дифференцированному восприятию различных явлений жизни. В том числе, и человеческой личности, во всей ее многогранности и изощренности. Как правило, в этом он, как минимум, на голову выше большинства окружающих. Что существенно увеличивает ценность и важность его личности, его жизни, его творчества. Особенно актуальным этот момент выглядит применительно к многочисленным и разнообразным оттенкам и полутонам, нюансам и деталям. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.
Замечательный человек не мыслим без вполне определенных моментов интеллигентности. Даже, если у него и нет высшего образования. Это своего рода самородки, привносящие в жизнь свой особенный пикантный привкус. Удивительно приятный и очаровательный. Это очень сложное и емкое явление жизни. Поэтому ему будет посвящен отдельный раздел в этой работе.
Интересной и особенно умной особенностью является желание и стремление заниматься полноценным и гармоничным душевным творчеством. И вообще, и применительно к людям из своего ближайшего окружения. Иногда и из дальнего. В этом проявляется элемент надежности и порядочности, серьезности и одухотворенности, определенного совершенства и гармонии личности в целом. Альтруизма и душевной щедрости, трудолюбия и добросовестности души, простого человеческого и личностного достоинства.
Не чужда ему и аналитичность. И вообще по жизни, и в общении на любом уровне. Что, собственно, определяет присутствие в нем более существенного жизненного опыта. В отдельных случаях — даже определенной мудрости. Как правило, существенно большей, чем у большинства других людей.