Важное качество человеческой личности мировоззренческого характера. Ибо, оно основано на вполне определенных мнениях и представлениях, принципах и убеждениях, правилах и законах. В первую очередь, внутреннего пользования. Каждый человек с той или иной периодичностью сталкивается с низким интеллектом, низким уровнем одухотворенности и гармонии личности. Иначе говоря, слабым развитием основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. У многих это вызывает раздражение, неприятие, отторжение, антипатию. Но это идет от духовного невежества.
Человек не выбирает для себя комплект достоинств и добродетелей, с которым он родится. Это компетенция Высших сил. Как и уровень задатков одухотворенности, гармонии личности, способностей и талантов. И то, что одному дается легко и просто, то может быть абсолютно недосягаемым для другого. Причем, не зависимо от степени его трудолюбия и добросовестности, энергичности и старательности, количества лет самого интенсивного труда вообще, и по развитию своей личности, в частности.
Другой вопрос, что большинство людей, особенно современных, отличается выраженной ленью ума и души. В силу чего развитие их личности идет преимущественно самопроизвольно и хаотично. И вот именно их отношение к самосовершенствованию не может вызывать значительной лояльности. Ибо, это принципиально противоречит основным духовным законам бытия, законам гармонии Вселенной.
У каждого человека на всем протяжении его жизни, начиная с детского возраста, был свой личный, индивидуальный набор внешних обстоятельств благоприятного и неблагоприятного характера. В одном случае доминировали первые, в другом — вторые, в третьем — они уравновешивали друг друга. И поэтому даже чисто теоретически трудно ждать одинаковых результатов во всех трех перечисленных случаях.
Терпимость должна распространяться на слабости и недостатки других людей. Особенно второстепенного и третьестепенного характера. К их иллюзиям и заблуждениям, ошибкам и неудачам. Терпимость лежит в основе великодушия и снисходительности, тактичности и деликатности, интеллигентности и аристократичности. Без нее невозможен хороший уровень одухотворенности и мудрости, гармонии личности.
Интеллигент должен проявлять определенную терпимость к посредственным личностям. Если, конечно, при этом не затрагиваются существенным образом его собственные или общественные интересы. Терпимость не предполагает особой лояльности к большинству человеческих пороков фундаментального характера. В том числе, к самоуверенности и самовлюбленности, своенравности и сумасбродству, эгоизму и стервозности, наглости и подлости, авантюризму и интриганству, склонности к корыстным психологическим манипуляциям, выраженным сознательным деструктивным и дисгармоничным мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, мечтам и фантазиям, намерениям и поступкам, безнравственности, пренебрежения истинными духовными ценностями, явлениям психологического паразитизма.
Терпимость не должна быть слепой и формальной, неразумной и бессмысленной.