Кстати говоря, абстрактное и ассоциативное мышление очень существенно помогают человеку понять самого себя и свое истинное место в жизни, правильно выстроить отношение с самим собой, с обществом, с жизнью, с Высшими силами. Ибо, оно помогает мыслить более масштабными и более фундаментальными категориями, нежели это принято у большинства людей. В первую очередь, это вопросы психологии и философии бытия вообще. И человеческого, в частности. Но мышление оказывается полезным, если человек старательно его развивает и постоянно тренирует в осмыслении максимально сложных явлений жизни вообще и своей собственной, в частности.
Большое подспорье достойному человеку предоставляет его чувство независимости от мнения окружающих, кроме, конечно, отдельных личных экспертов. Из числа наиболее достойных и мудрых людей. И от большинства распространенных стереотипов. Интеллектуального, психологического и духовного плана. Нередко имеющих в себе массу примитивных и упрощенных, деструктивных и дисгармоничных элементов. Главный ориентир при этом человек делает по системе классических ценностей всех четырех основных направлений.
Особым моментом жизни является принцип: «никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе учитель». Люди с отрицательной сущностью самой своей личностью и жизнью постоянно демонстрируют нам то, что не нужно делать и то, как не нужно делать. А люди с положительной сущностью могут быть по отдельным моментам достойным примером для нас. В деле существенной оптимизации и себя, и своей жизни. Не говоря уже о каких-либо творческих аспектах жизни.
Достойный человек специально не гонится за особой оригинальностью. Своей личности и жизни. Но и не пренебрегает ею в принципе. Она возникает сама по себе. В силу определенной специфичности его личности. Ведь он живет по своим правилам и законам. Которые гораздо более совершенны, чем у большинства прочих людей. За исключением, быть может мудреца или аристократа ума, души и духа. Главная задача в его интеллектуальных и психологических построениях — это стремление к наибольшей гармонии. Но это стремление в нынешнем мире особенно редко. И поэтому автоматически создает вполне определенную приятую изюминку его личности, и его жизни. Не говоря уже о творчестве.
Правильная любовь к себе у пессимиста исключена в принципе. Поэтому необходимо развивать в себе разумный оптимизм. Для построения более адекватных отношений и с самим собой, и с окружающими, и с жизнью. Не говоря уже о Высших силах.
Большинство людей, когда слышит слово организованность, то представляет, что желательно выглядеть чисто внешне организованным. Чтобы иметь положительных имидж в глазах окружающих. А то, что есть еще и внутренняя организованность, — это остается вне их поля зрения. Поэтому в их сознании и царит полный хаос и анархия. Отсюда и бездны сумасбродства и своенравности, так сильно распространенные в человеческом обществе. Как естественный закономерный фон их бытия, как такового. Проблема в том, что без серьезной внутренней организованности ее внешняя часть имеет достаточно символическую величину.
Хотя, по большому счету, и внешняя организованность большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Например, уровень осмысленности свободного времени. Как правило, близок к нулю. И оно заполнено преимущественно второстепенными и третьестепенными явлениями. И не только с точки зрения их интеллектуальной или психологической ценности. Но и их реальной полезности для действительно полноценного отдыха для ума и души, духа и тела. И все было бы не так страшно и драматично, если бы неосмысленность свободного времени так или иначе не переходила и на все оставшееся рабочее время. Ибо, у большинства людей элемент научной организации труда отсутствует в принципе. Отсюда и предельно низкая производительность этих людей. Да и то, что они реально сделали, имеет, по большому счету, предельно символическую ценность.
Многие страны ныне захватила эпидемия жажды большой славы. Любым методом и способом. И это особенно актуально для примитивных и упрощенных людей. Да и для обычных тоже. Эти группы людей, собственно, составляют не менее девяноста процентов от всего населения. На минуточку. Но слава для них, что называется, исключена в принципе. Разве что какая-нибудь негативная или криминальная. Вот вам и реальный фундамент для их возможного выбора. Какая такая слава? Если это большинство не желает быть даже умеренно добросовестным в выполнении своих обязанностей в большинстве своих социальных ролей. За последний этап истории человечества в три тысячи лет было всего пятьсот гениев и около пяти тысяч аристократов ума и души. О которых их потомкам следует помнить. Это, конечно, не значит того, что жизнь всех остальных обязательно была лишена смысла. Те немногие, кто стремится к гармонии и внутри себя, и вне себя, прожили и проживают совсем ненапрасную жизнь. Другой вопрос, что в нашем обществе не принято передавать по наследству память об особенно достойных людях. И прошлого, и настоящего. Что, несомненно, основательно сказывается на качестве воспитания подрастающего поколения. Собственно, жаждать признания абсолютно всех людей — это бессмысленно и вредно. Ибо, у разных людей системы ценностей очень сильно могут отличаться. И то, что хорошо для одного, совершенно необязательно является таковым для другого. И наоборот. Чтобы не сделал человек, всегда найдется множество людей, которые будут категорически утверждать, что это не то или сделано не так, как нужно. Комментаторов на все случаи жизни, что называется, хоть отбавляй.
Еще одна эпидемия в последнее время особенно сильно распространилась по миру — обостренной амбициозности. Когда человек воспринимает очень болезненно любую критику в свой адрес (подробнее об этом будет сказано в отдельном разделе данной работы). Даже самую символическую, косвенную и предельно доброжелательную. Но, ведь человеческая жизнь — это постоянное постижение новых законов бытия (новых — это только в восприятии конкретного человека, а они были созданы миллионы или миллиарды лет до него), освоение социальных, профессиональных, бытовых и прочих навыков и умений. А это, как правило, связано с многочисленными ошибками. О которых кто-то должен сообщить познающему. Иначе он так и останется при своем прежнем опыте. И есть шанс, что его потенциальная эволюция личности невольно превратится в деградацию. Что, собственно, мы и видим буквально на каждом шагу. Человек, который периодически что-то подсказывает хорошее и позитивное, у амбициозного человека может стать большим пожизненным врагом. Такие вот пируэты психологии. Большинство относится к амбициозности достаточно лояльно. Мол, мало ли какие недостатки есть у людей. Но, на самом деле, это фундамент, на котором самым замечательным образом растут самые страшные и мерзкие пороки человека. Это как сырость, в которой хорошо развиваются все виды возможных грибков и плесени. О чем автор планирует более основательно высказаться отдельно. Если Высшие силы одобрят это его намерение. Не зря же говорят, что человек предполагает, а Всевышний располагает.
Каждому человеку необходимо извлекать рациональное зерно из любой критики. И даже более того: проявлять благодарность за доброжелательную и корректную критику. Ибо, она для него может иметь громадную и несомненную пользу. И в настоящем, и в будущем.
Отдельным моментом является умение и желание строить многогранные отношения. Во всех возможных случаях. Но большинство исходит, как правило, из соображений своей сиюминутной выгоды. Причем, в той или иной конкретной ситуации лишь. Условно говоря, интересы дня завтрашнего его не особо заботят. Как и масштабная оценка конкретной ситуации обычно отсутствует. Люди не умеют видеть своих косвенных и отдаленных выгод от общения с тем или иным конкретным человеком. И, быть может, в совершенно иной сфере деятельности, нежели они соприкоснулись в данном случае. И потом: выгода и польза — это совершенно различные понятия и явления. Польза в отдельных случаях может быть гигантской, а вот выгода полностью отсутствовать. Не говоря уже о распространенном принципе банального рационализма. Когда от каждого своего шага человек ждет быстрой, ощутимой и практической выгоды. Совершенно не желая думать о косвенной пользе интеллектуального, психологического или духовного характера. Человек разумный в полной мере отвергает этот принцип. И руководствуется принципом целесообразности (о чем будет сказано отдельно). Конечно, осмысленное настроение многогранных отношений требует от человека существенных усилий ума и души. Но все эти усилия с успехом окупятся в будущем. Если, конечно, выбран достойный партнер для общения.
Большую роль в построении правильных отношений с собой и с окружающими, с жизнью играет умение человека видеть тончайшие нюансы различных явлений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Без этого невозможно дифференцированное восприятие чего-либо и адекватная оценка его. С последующим правильным отношением к нему. Что, к сожалению, на практике встречается предельно редко. Не говоря уже о доминировании стереотипного мышления у большинства людей. И о преобладании лишь распространенных стандартов, имеющих в определенной степени упрощенный характер. Без этого невозможно сознательная и целенаправленная, оптимальная эволюция личности человека. Нет и мощной части фундамента правильной любви к себе. Собственно, все моменты, о которых будет сказано в данном разделе, так или иначе, входят в этот фундамент любви человека к самому себе. Другой вопрос, что одни больше, а другие меньше. Но автор стремится, по возможности, создать наиболее целостную картинку у читателя по данному вопросу. Ибо, вероятность того, что читателю тут же встретится книга с аналогичным содержанием, очень небольшая. Но, конечно, чем больше книг автора прочитает читатель, тем больше у него будет возможность систематизировать информацию в своем разуме. Сам автор же неоднократно убеждался в том, что два-три новых акцента или аспекта могут существенно скорректировать его прежнюю систему представлений о чем-либо. Жажда постижения нового — это очень полезная штука для достойного человека.
Очень большое значение имеет и правильная оценка своих трудов. По возможности объективная и бескорыстная. Это, конечно, трудно. Когда человек много и сильно трудился, то ему кажется, что плоды его трудов предельно совершенны. Возможно, что на его уровне это обстоит именно так. На его уровне развития интеллекта, изящности ума и души, зрелости и самодостаточности, конструктивности и созидательности, добродетельности и мудрости, одаренности и гармоничности. Но, во-первых, каждый их этих параметров может иметь, как минимум, шесть ступеней совершенства. И по уровню изначальных врожденных задатков каждого этого параметра. И по уровню сознательного и целенаправленного развития каждого из них. И, во-вторых, большинство ориентируется только в системе обычных житейских ценностей. В то время как, существует еще и система классических ценностей. В которой то, что хорошо для первой, является плохим для второй. Разные системы координат. Истинный аристократ опирается только на вторую систему ценностей. В-третьих, обширный комплект достоинств и добродетелей в большой степени их развития даже чисто теоретически может присутствовать только у десяти процентов людей. И это еще, в лучшем случае. Остальные же, к сожалению, должны свои амбиции основательно поумерить. По большому счету. Один из фундаментальных законов Бытия заключается в том, чтобы каждый человек знал свое место в жизни. Правильное и адекватное. Те, кто может чувствовать себя центром общества, как правило, на этот статус не претендует. А те, кто претендует, реальной основы для этого обычно не имеют. Особое значительное и достаточно изощренное влияние на человека может оказывать его тщеславие. Настолько мощное, что способствует совершенно извращенному отношению и к себе, и к окружающим. Ни о какой мало-мальски существенной эволюции личности уже не приходится говорить. Большинство людей, в силу своего значительного духовного невежества, отсутствия должного самоконтроля и развитой самокритичности, весьма подвержены влиянию духа тщеславия. У истинного интеллигента оно существенно меньше. И самое минимальное оно у аристократа. А также у мудреца или святого.
Большинство людей не чувствует какой-либо существенной личной ответственности перед Высшими силами. Им это никто подробно и доступно не объяснил. А самим постигать столь сложные истины им просто лень. Ибо, с точки зрения банального рационализма, это полностью бессмысленно и бесполезно. А без чувства ответственности это большинство, по большому счету, делает что попало и как попало. И результат возникает соответствующий. Ныне можно уже говорить не о миллионах, а о миллиардах драм и трагедий, возникающих при такой постановке вопроса. И большую часть из них можно было успешно избежать. При адекватном отношении к ситуации. В частности, к своему духовному развитию, которое у большинства стоит на последнем месте. А надо бы, чтобы стояло на первом месте. Бездуховный человек не может себя правильно любить. Потому как у него просто-напросто отсутствуют должные и правильные ориентиры для этого.
Интересный момент заключается и в том, как люди относятся к своим отношениям с окружающими. Большинство строит их, исходя из своих сиюминутных соображений. А о том, как построить действительно прочные и перспективные отношения со всеми хорошими и достойными людьми, многие совершенно не задумываются. Отсюда и предельно формальные дружеские отношения возникают. Да и в браке они, к сожалению, не отличаются особым совершенством. Подтверждением чему служит показатель разводов в девяносто пять процентов. Правда, главная драма общества заключается даже не в этом, а в том, что подавляющее большинство и не желает ни знать, ни уметь строить перспективные отношения. Все это естественно и закономерно приводит к высокой степени равнодушия и отчуждения не только между большинством посторонних людей, но и среди кровных (или некровных) родственников. На производстве, в учебном коллективе, в семье, в быту и т. д.
Очень важным подспорьем в возникновении любви к себе служит какое-либо позитивное творчество. Ибо, у каждого человека есть определенные способности к какому-либо виду деятельности. Не обязательно на уровне очень большого таланта. Но, тем не менее. Реализуя себя в том или ином творчестве, человек, даже помимо своей воли и желания, будет более интенсивно развиваться в своих достоинствах и добродетелях. И, тем самым, получать новые и новые дополнительные основания для большой любви к себе. Положительным влиянием владеет даже интересное хобби. Другой вопрос, что человеку необходимо выявить в себе конкретные способности, а уже потом очень старательно их развивать. И, чем выше уровень интеллектуальной и психологической эстетики этого творчества, чем ближе оно к системе классических ценностей, тем сильнее у него будет гармонирующее влияние на личность человека. А, при существенных показателях по этим параметрам, еще и на многих других людей. Большую роль играет и сознательный поиск человека в творчестве. Того, в чем он уже силен, и того, в чем еще может быть особенно силен. И тут особенно важна роль мудрого наставника. Или просто умного советчика.
Интересный момент — это способность понимать других людей. Простой человек способен понять другого простого. Но только иногда — человека с личностью средней степени сложности. И почти никогда — человека со сложной личностью. Другой вопрос, что большинство совершенно не владеет критериями по определению конкретного типа личности. И, к сожалению, почти всем ведущим показателям личности. Проблема, правда, в том, что это большинство и не желает ни знать, ни понимать, ни уметь это делать. Сложные люди в природе встречаются крайне редко. Поэтому, с точки зрения банального рационализма, развивать в себе эту способность считается бесполезным и бессмысленном делом. А то, что от этого почти ежедневно возникают серьезные проблемы и неприятности, — это остается вне их поля зрения. Мало кто желает осознавать свое несовершенство. И на основании своего самодовольства полагает, что его знаний арифметики жизни должно хватить на все случаи жизни. В том числе, и на алгебру, и на тригонометрию. В которых их арифметика выглядит абсолютно неадекватной. Мягко говоря. Еще один камень преткновения заключен в том, что большинство совершенно не знает своего места в жизни. С точки зрения банальной и распространенной житейской логики она, вроде как, выглядят не хуже других. А то, что кроме этой логики существует еще духовная логика, основанная на вечной и универсальной системе классических ценностей, от их внимания ускользает. Что, собственно, и немудрено. В силу значительного духовного невежества. О которой имеет хотя бы небольшое представление один-два процента людей. К сожалению. И с точки зрения именно духовной логики большинство людей находится на самой низшей ступени иерархической лестницы человечества. В лучшем случае, в пределах первого этажа в этом многоэтажном здании. Это позиция мудрецов всех времен и народов. Которые, зная жизнь в сотни раз лучше большинства, полагали, что стоят только у порога дома мудрости. О мудрости, кстати говоря, будет отдельный разговор.
Совершенно драматическая ситуация складывается тогда, когда разговор заходит о таком свойстве личности большинства, как почтительность. Только не как черта характера, а как элемент мировоззрения. Когда к более умным, более зрелым, более самодостаточным, более конструктивным и созидательным, более мудрым и гармоничным, более добродетельным, более талантливым людям положено абсолютно всем относиться с почтительностью. Доброжелательно, уважительно, внимательно. Ибо, они — это особые посланники Высших сил. И те, кто этого не желает понимать, бросают вызов Высшим силам. За что все обязательно будут очень серьезно наказаны. И чем больше скептицизм или нигилизм конкретного человека в отношении Высших сил, тем серьезнее и суровее будет наказание. Вплоть до полного физического уничтожения такого отщепенца. И опять же проблема: мало того, что большинство совершенно не знает каких-либо косвенных признаков, характеризующих людей, стоящих на иерархической лестнице выше них, так оно еще и откровенно пренебрегает даже теми конкретными моментами, что жизнь им предоставляет для более полноценной ориентации в пространстве.
С формальной точки зрения право выбора есть у всех. Другой вопрос, что человек, лишенный ощутимой одухотворенности, как правило, делает свой выбор преимущественно хаотично. Нередко переходя из одной крайности в другую. В отличие от такого типа людей, истинный интеллигент (или, тем более, аристократ) делает свой выбор гораздо более осознанно. Понимая в полной мере мнение мудрецов о том, что «свобода — это осознанная необходимость». Большинство делает выбор даже в предельно серьезных ситуациях так, как в этой момент захотела его левая пятка. Интеллигент же понимает, что его выбор должен быть достойным. И более того: повышать уровень гармонии и внутри него, и вне него. Иначе говоря, есть сознательное стремление к возможной оптимальности. Только не на основе банального житейского сумасбродства и своенравности, эгоизма и стервозности. А на основе понимания системы классических ценностей человеческого бытия. Выбор аристократа особенно близок к оптимальному. В большинстве вопросов. Естественно и закономерно, что у обычного человека процент ошибочных решений будет многократно больше, чем у интеллигента. Соответственно, и степень собственного внутреннего удовлетворения будет существенно меньше. И собой, и жизнью.
Особенно остро контраст обычного человека и истинного интеллигента возникает в случае возникновения пресыщения. Как только обычный человек получает в свое распоряжение какие-либо блага жизни в большом количестве, то, как правило, в нем достаточно быстро возникает пресыщение жизнью. Ему, вроде как, и хотеть больше нечего. И поэтому полученные блага (например, большие деньги) быстро ему приедаются. И становятся неинтересными. Жизнь вновь и вновь становится пресной и неинтересной. И это естественно для человека с низким уровнем одухотворенности. Если же этот уровень средний, то все выглядит совершенно иначе. Обретая элемент благополучия в одном вопросе, интеллигент стремится существенно расширить круг вопросов с хорошим уровнем благополучия. Иначе говоря, сделать гармонию комплексным явлением в своей личности и в своей жизни. Ему не важно мнение окружающих. Ибо, во главе угла для него в жизни стоит одухотворенное чувство собственного внутреннего удовлетворения. В соответствии с которым, пресыщение для него исключено в принципе. Ибо, есть четкое и конкретное, обостренное чувство долга и ответственности перед самим собой, перед обществом, перед Высшими силами. И поэтому самоуспокоение для него невозможно.
Интеллигент, как правило, имеет, как минимум, средний интеллект (с духовной точки зрения, что соответствует высокому с житейской точки зрения). А это определяет присутствие в нем большой привычки к систематизации полученной информации. И ранее, и ныне, и в будущем. Поэтому у него возможности по эффективному управлению своей информацией во много раз больше, чем у обычного человека. Это как сравнивать возможности интеллекта пятиклассника с таковой у первоклассника. Различие предельно очевидно. Не говоря уже о том, что интеллигент более тонко классифицирует всю новую информацию, что случайно или сознательно поступила к нему.
Обычный человек преимущественно ориентируется по жизни на те стереотипы, что он имеет. И которые у большинства принято (в силу значительной распространенности) считать правильными. Интеллигент (не говоря уже — аристократ) подходит к этому делу существенно более творчески. У него есть система собственных взглядов и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. И то, что они могут совершенно не совпадать с общепринятыми и распространенными, его, по большому счету, не волнует. Ибо, он ориентируется не на формальную престижность какого-либо момента, а не систему классических ценностей. Которая вечна и универсальна. Поэтому его система принципов не просто несколько более совершенна, чем у большинства обычных людей. Она принципиально более совершенна. И это дает ему возможность строить свою жизнь гораздо более гармонично. Настолько сильно, что это нередко бросается в глаза обычным людям. И нередко вызывает у них раздражение и озлобление. Словно благополучие в том или ином конкретном вопросе в жизни интеллигента возникло не в результате большого и интенсивного труда ума и души, духа и тела, а спустилось с неба совершенно случайно и произвольно. Как выигрыш в лотерею. И этот момент, к сожалению, не служит делу укрепления отношений между обычным человеком и истинным интеллигентом. По большому счету, нигде в мире.
Когда личность имеет задатки хотя бы средней степени сложности, то в ней, как правило, есть такое редкое и удивительное свойство, как проницательность. Необыкновенно ценное и полезное. Дающее такое колоссальное преимущество перед остальными, что о нем мало кто догадывается. Ибо, возможности постижения нового у такого человека многократно больше. Да и в различных жизненных явлениях он разбирается существенно лучше. Умело разделяя их на простые, умеренной сложности и сложные. Что автоматически меняет его подход к их анализу и к методике построения своих отношений с каждым из них. Это в равной степени касается и общения с окружающими. Он тонко отличает упрощенного человека от обычного, обычного от утонченного, утонченного от изящного. И так по всем ведущим параметрам личности. Проницательность помогает распознавать лжецов и лицемеров, интриганов и авантюристов, психологических манипуляторов, деструктивность и дисгармоничность многих общественных стандартов и стереотипов, правил и законов. Помогает она и в построении более адекватных отношений с самим собой.