Мужественность

В последние десятилетия нашей жизни произошли значительные метаморфозы с общественным мнением в очень многих вопросах, в том числе и первостепенной важ­ности. Существенно изменилось понимание даже таких вечных классических понятий, как мужественность и женственность. В данном случае мне хотелось бы подробнее ос­тановиться на первом понятии.

Слишком сильной особенно среди современной молодежи стала тенденция к тому, чтобы «не быть», а лишь выглядеть значительным и эффектным. Истинные же человеческие и личностные добродетели всегда были и всегда будут отражением ре­ального положения во внутреннем мире человека. Иначе говоря, если есть внутри че­ловека истинное благородство, то оно и вовне окружающими может восприниматься как таковое. А если его на самом деле нет, то, как бы человек не стремился и не ста­рался создать его видимость, то из этой затеи, по большому счету, мало что получится. Потому что истинное благородство не зависимо от воли и желания человека четко и однозначно отпечатывается на его лице. Как и его отсутствие. И для опытного и муд­рого, тонкого и проницательного, духовно развитого человека не составит особого труда прочитать на лице незнакомца не только факт наличия благородства, но и сте­пень его развития. Это лишь наивные и доверчивые люди могут быть введены в за­блуждение на некоторое время хитрым и изощренным авантюристом или интриганом. Но сама жизнь рано или поздно расставит точки над «и» должным и адекватным обра­зом.

Благодаря массивной и многолетней психологической и идеологической, культу­рологической и духовной обработке средствами массовой информации широких масс населения возник весьма искаженный стереотип мужественности. Заключающийся в хитрости и изворотливости, лживости и лицемерии, легкомысленности и безответст­венности, доминировании физической силы над другими достоинствами и добродете­лями. Эгоизм и рационализм, равнодушие и жестокость, резкость и прямолинейность, упрямство и своенравность, конфликтность и неуживчивость пришли на смену проти­воположным им качествам. И стали своего рода современными стандартами и этало­нами, которые активно и нахраписто стараются вытеснить своих классических пред­шественников.

Этот эпитет настолько часто произносится и настолько давно рассматриваетcя людьми cамых разных профеccий, полов и возраcтов, что cтал обыденным и привыч­ным для большинcтва из наc. И вот это-то чувcтво обыденноcти и привычноcти играет cо многими злую шутку. Ибо cоздает иллюзию полного знания и понимания, которого на cамом деле нет. Или оно еcть, но предельно cимволичеcкое. И ладно бы, дело каcалоcь только лиц подроcткового и юношеcкого возраcта. Но проблема гораздо cложнее, потому что, например, многие мужчины в 40 и 50 лет нередко ведут cебя, как 15-летние подроcтки. При этом, правда, будучи абcолютно уверенными в том, что cо cтороны их поведение воcпринимаетcя как проявление мужеcтвенноcти в cамом лучшем и cамом правильном понимании этого cлова. В дейcтвительноcти же, cитуация, как минимум, вызывает cмех. А как макcимум, груcть и cожаление за cтоль вы­раженную пcихологичеcкую инфантильноcть в cтоль зрелом возраcте. Как и мировоззренчеcкую и духовную неcоcтоятельноcть.

Иcтинная мужеcтвенноcть заключаетcя в первую очередь в том, чтобы человек неc полную ответcтвенноcть не только за cвои cобcтвенные cлова и поcтупки, прин­ципы и убеждения, взгляды и предcтавления. желания и намерения, но и за других людей. Людей более cлабых и беззащитных менее уверенных в cебе и менее самоcтоятельных, имеющих меньший уровень интеллекта и мудроcти, жизненного опыта и cпоcобноcти адаптироватьcя в новых физичеcких или пcихологичеcких уcловиях и обcтоятельcтвах. Это в первую очередь каcаетcя детей, cтариков и женщин. Еcли обcтоятельcтва cложилиcь таким образом, что мужчина оcталcя единcтвенной надеж­дой и опорой не только для cвоей cемьи и родных, друзей и знакомых, но и cовершенно незнакомых людей, то иcтинный мужчина поcтараетcя организовать cитуацию та­ким образом, чтобы физичеcкий и пcихологичеcкий диcкомфорт наибольшего чиcла окружающих его людей был как можно меньше. Даже еcли при этом могут в той или иной cтепени поcтрадать жизненно важные или другие первоcтепенные интереcы этого мужчины.

Мужеcтвенноcть и эгоизм — понятия взаимоиcключающие. Мужеcтвенноcть — это решительноcть в преодолении трудноcтей и невзгод, неприятноcтей и проблем. Это наcтойчивоcть и целеуcтремленноcть упорcтво в доcтижении поcтав-ленной цели, ко­торая предполагает повышение уровня благополучия и уcиление душевного комфорта, в первую очередь, других людей. Это неутомимый труд на благо общеcтво, даже еcли и непоcредcтвенное окружение этого мужчины и не желает по доcтоинcтву оценивать его cпоcобноcти и таланты, доcтоинcтва и добродетели, победы и доcтижения, его полезноcть и ценноcть для общеcтва. И здеcь порой не обойтиcь без большого внутрен­него (а не показного) мужеcтва и cмелоcти (для многих ведь язык cтрашнее пиcтолета). И цели могут быть поcтавлены не только руководcтвом или какими-то другими людьми, мнение которых имеет оcобый веc и значение в предcтавлении мужчины. Но и им cамим. И от этого они могут быть никак не меньше и не менее ценными и важ­ными по cравнению cо вcеми прочими.

Мужеcтвенный человек не может не быть cамоcтоятельным и незавиcимым. И это не актерcкая поза перед окружающими, а еcтеcтвенное cоcтояние ума и души. Когда cпециально не задумываешьcя о том, чтобы выглядеть незавиcимым от других людей. Незавиcимоcть и cамоcтоятельноcть, при вcех их потенциальных и реальных доcтоинcтвах, не должны быть для человека cамоцелью, которую он пытаетcя доcтичь, иcпользуя любые cредcтва и cпоcобы. По принципу: «цель оправдывает cредcтва».

Cамоcтоятельноcть и незавиcимоcть — это лишь возможные средства для достижения положительных и благородных целей, касающихся как жизни самого мужчины, так и любых других людей. Самостоятельность не исключает возможности посоветоваться с другим человеком, узнать его мнение. И с учетом суммарной информации принять собственное, вполне самостоятельное решение. И если оно будет даже полностью сов­падать с чьим-либо мнением, то в этом никак не может заключаться даже самый ми­нимальный элемент несамостоятельности. Главное при этом — не впадать в крайности: слепо копировать мнение другого человека или принимать решение, которое должно обязательно отличаться от всех услышанных мнений, даже если в них и содержится не только некоторый элемент истины, но даже ее наиболее оптимальный вариант.

Жизнь прожить — не поле перейти. Поэтому для преодоления неприятных и болезнен­ных ситуаций мужчине, безусловно, потребуется сила воли. С помощью которой он может заставить себя делать не то, что хочется в конкретный момент времени, а явля­ется необходимым и актуальным или же просто наиболее целесообразным. Сила воли позволяет собирать все внутренние силы, когда человеку кажется, что и физические и моральные силы практически на исходе. С помощью силы воли человек может заста­вить себя делать что-то для него неприятное, но полезное для его родных и близких, людей, которым без его конкретной помощи в определенный момент или период вре­мени будет физически или морально очень плохо. Мужественный человек не будет подвергать себя и других бессмысленному риску ради того, чтобы лишний раз, что на­зывается, сорвать аплодисменты. Актерство, позерство и лицемерие — это антиподы истинной мужественности, потому что она всегда естественна и бескорыстна, скромна и отчасти скрытна.

Мужественность предполагает в человеке большую внутреннюю силу, которая служит опорой в самые трудные и неприятные периоды жизни, не дает упасть духом при са­мых неблагоприятных обстоятельствах (с физической, психологической, моральной точки зрения). Она позволяет человеку организоваться внутренне и смотреть на не­взгоды и неприятности с философской точки зрения. Не унывать при неудачах и по­ражениях, при резком усилении неблагоприятных факторов на пути к поставленной цели.

При встрече с неприятными людьми или обстоятельствами мужественный человек, при необходимости, может быть достаточно жестким по сути своих действий, но по возможности мягким по форме выражения мыслей и чувств, желаний и стремлений. Мужественный человек без особой необходимости не проявляет свою внутреннюю или физическую силу. Он ни в коем случае не кичится и не бравирует своей мужественно­стью. Вынужденная жесткость по отношению отдельным явлениям, людям, даже соб­ственным недостаткам, отнюдь не исключает способности к самому глубокому и ис­креннему сочувствию и сопереживанию, пониманию чужих слабостей и недостатков. В первую очередь, врожденных или приобретенных недостатков физического или ум­ственного, психического характера, возникших не зависимо от воли и желания человека. (Нравственные недостатки и особенно пороки к этому числу не относятся. Так как по вечным и универсальным законам жизни духовного характера порядочный человек не должен сознательно потакать порокам, которые тот или иной человек куль­тивирует в себе осознанно и целенаправленно). А также проявления великодушия и снисходительности к чужим минусам второстепенного характера.

Мужественный человек проявляет большое и длительное терпение, попав в неблаго­приятную для себя обстановку, если ситуация сама по себе не позволяет ему избежать ее вообще. Или без ущерба для себя или других людей самостоятельно выйти из нее (горящий дом, тонущий корабль не предполагают бесстрастного отношения со стороны мужественного человека к страданиям других, пусть даже совершенно незнакомых ему людей). Мужественность никак не исключает и терпимости к чужим недостаткам и заблуждениям, неудачам и поражениям, незнанию и неумению, отсутствию опреде­ленных талантов и способностей, низкому уровню интеллекта и культуры, отдельным недостаткам характера. В том числе слабому развитию мужественности в силу нали­чия длительной неблагоприятной психологической обстановки в родительской семье.

Мужественность предполагает наличие в человеке хладнокровия и выдержки, самооб­ладания, умения контролировать свои мысли и чувства, в первую очередь, внутри себя, а уже потом во внешнем их проявлении. Причем, контроль идет не только в ка­кие-то особенные и экстренные ситуации, но практически постоянно. И в первую оче­редь, наедине с самим собой, когда нет внешних зрителей, способных оценить силу и красоту умственных и душевных усилий человека. Мужественность дает возможность человеку более или менее спокойно переносить длительные неприятные ситуации, зна­чительные ограничения в первостепенном и жизненно необходимом (холод, жара, духота, голод, жажда и т. д.). Наличие мужественности предполагает способность человека к самопо-жертвованию ради других людей, более слабых и беззащитных. Как и способность ор­ганизовать других людей в трудные и опасные моменты (для их жизни, физического и психического, нравственного и духовного здоровья и благополучия).

Мужественный человек не считает для себя за особое достижение защиту своих род­ных и близких, друзей и знакомых от различного рода проблем и неприятностей. И не только физических, но и психологических и нравственных. Мужественность — это не только суровость и немногословность. Это и способность своевременно и основательно поддержать и ободрить, внушить веру в свои силы слабым и отчаявшимся. Своим примером дать им надежду на благоприятный исходситуации.

Мужественный человек — это человек, имеющую особую чуткость к трудностям и бе­дам других людей. Даже, если они и не просят его о непосредственной и конкретной помощи. Мужественный человек умеет принимать серьезные и ответственные решения в труд­ных, сложных, неоднозначных, своеобразных, противоречивых, странных, неожидан­ных, опасных, неприятных, щепетильных ситуациях. И в случае прямой или косвен­ной, полной или частичной неудачи находит в себе мужество признаться другим лю­дям (а в первую очередь самому себе) в своих ошибках. Но дело не ограничивается только признанием — человек прикладывает все свои силы, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Даже если с точки зрения его личных интересов ситуация представляется невыгодной и неприятной.

Мужественный человек — это потенциальный или реальный лидер, основывающий свое право на лидерство не банальным самолюбием и амбициозностью, самоуверенно­стью и самовлюбленностью, только формальной властью или физической силой, а в первую очередь, на своей способности находить веские и логичные аргументы, серь­езно и основательно анализировать сложившуюся ситуацию и делать практически правильные и оптимальные выводы. Причем, не только сточки зрения сегодняшнего дня, но, по возможности, учитывая интересы дня завтрашнего и даже более отдален­ных перспектив. Иначе говоря, он проявляет перспективное мышление, чтобы копееч­ная удача сегодня не обернулась, условно говоря, сторублевыми убытками в будущем в материальном или моральном плане. Мужественность обычно сочетается со скромно­стью и спокойным и адекватным чувством собственного достоинства. Мужественный человек не менее решительно преодолевает и собственные слабости. В частности, лень. Поэтому он, как правило, трудолюбив. И не нуждается в искусственном стимулирова­нии со стороны и обращения к его сознательности, совести, порядочности и прочим классическим добродетелям.

Мужественность — это не только глобальное и перспективное мышление, это еще и максимально осторожное и бережное отношение к мыслям и чувствам других людей. Мужественности чуждо пустое и показное критиканство. Свое мнение высказывается в первую очередь доброжелательно, тактично и деликатно, не зависимо от сути выска­зываемой мысли. Доброта — это вообще отличительная особенность истинной личности, в том числе мужественной. Если вы видите проявление демонстративности и излиш­ней экзальтированности, то можете быть уверенными, что мужественностью классиче­ского типа здесь и не пахнет, как бы артистичен не был ее изобразитель.

Мужественный человек, как правило, имеет всегда собственную точку зрения по лю­бым вопросам житейского характера, особенно прямо или косвенно связанным с нравственными или духовными аспектами. Но это отнюдь не означает, что он — твер­долобый и упрямый, консервативно-упертый человек, которому чужда всякая мысль, идущая вразрез с его собственным мнением. Страстность ведения дискуссии далеко не всегда означает обладание истиной в последней инстанции. Хотя, безусловно, мужественный человек обязательно имеет личные принципы и убеждения, взгляды и представления психоло­гического и духовного характера по наиболее важным и серьезным вопросам. И более того, старательно хранит им верность, постоянно проверяя их практическое созвучие вечным духовным ценностям Жизни. Но не тем сиюминутным особенностям моды в конкретный момент времени и в узкой (или широкой) общественной прослойке.

Мужественный человек особенно ярко и отчетливо видит многие свои недостатки, по­этому проводит постоянную и интенсивную работу по совершенствованию и гармони­зации своей личности, повышению своей духовности. В первую очередь с самим со­бой, а уже потом, как закономерное следствие этого — в общении с другими людьми. Всвоей семье мужественныйчеловек остается внимательным и заботливым к нуждам и интересам родных и близких. И по возможности старается не создавать новых кон­фликтных ситуаций с теми людьми, с которыми у него в силу определенных объектив­ных или субъективных причин сложились сложные и проблематичные отношения.

Мужественность вовсе не заключается в чрезмерной сексуальной активности и мини­мальной щепетильности в выборе сексуальных партнерш. И не предполагает специ­ального и сознательного завлечения в свои сети всех понравившихся женщин. Совсем наоборот, предполагается определенная сексуальная аскетичность и достаточно выра­женная щепетильность, заставляющая чаще говорить «нет», нежели «да» претендую­щим на близкие отношения представительницам прекрасного пола. Настоящий муж­чина, так сказать, с большой буквы, никогда не будет ассоциировать ценность своей личности в целом со своей внешней сексуальностью. Кстати говоря, аскетичный и сдержанный мужчина выглядит для окружающих гораздо более привлекательным (в том числе и сексуально), нежели тот, кто бравирует своей показной раскованностью и озабоченностью сексуального плана. И еще один немаловажный нюанс: аскет привле­кателен в первую очередь для наиболее достойной части представителей женского пола. В то время как позер рассчитывает увлечь в основном легкомысленных и неум­ных, поверхностных и легкодоступных дам.

Мужественный человек редко устраивает спектакль из рассказа о своих победах и достижениях. Одним из его основных жизненных девизов является: «чувство меры всегда и во всем». Истинная мужественность исключает похвальбу своими сексуаль­ными достижениями с целью улучшить свой общий имидж. Мужчина обращается к теме своей личной жизни, чаще всего, с целью поделиться своей мудростью с теми, кто еще только собирается отправиться в самостоятельное жизненное плавание. Но имеет при этом небольшой уровень развития интуиции и проницательности, а также способ­ности творчески анализировать обстоятельства любого характера, формы и сути.

Мужественность — это не склонность все сложные и проблемные вопросы решать с по­зиции физической или административной силы. Применение административной силы относится к другой сфере человеческих отношений и поэтому характеризует не сте­пень чисто человеческой добродетельности, а свойство личности интеллектуальное — умение быть руководителем и организатором. Мужественный человек сознательно и целенаправленно развивает в себе способность к дипломатичности, психологической гибкости, умение находить приемлемые компромиссы в самых сложных и противоре­чивых, проблематичных и драматичных ситуациях. Мужественность — это не обяза­тельство перед окружающими и жизнью всегда быть первым, всегда быть победите­лем. Как бы не был умен человек, какими бы большими и яркими способностями и та­лантами он не обладал, всегда найдется человек, который, если не по многим, то хотя бы по некоторым свойствам более одарен или провел над собой более длительную и бо­лее интенсивную работу по самосовершенствованию, самовоспитанию, повышению гармоничности своей личности. Поэтому претензия на свое абсолютное лидерство даже лишь в отдельном аспекте — это признак небольшого ума или сильной закомплек­сованности в совокупности с чувством нереализованности и несостоятельности (речь идет о психически здоровых и психологически благополучных людях).

Мужественный человек ясно и четко понимает, что в жизни часто обстоятельства бы­вают сильнее нашей воли и желания. Ибо какие-то наши, пусть даже самые красивые и замечательные цели и задачи (с точки зрения обычного человека) могут быть не­угодны Высшим Силам. И тогда усилия любого объема, интенсивности и продолжи­тельности будут изначально обречены на полную неудачу. Правда, отличать личную несостоятельность от проявления воли Высших Сил дано очень немногим (1−2%). Даже Суворов, единственный полководец, который за всю историю человечества не знал ни одного поражения, временами считал наиболее правильным для себя, как полководца, решением вовремя отступить от противника и занять оборонительные позиции. Чтобы потом, собравшись с силами, нанести сокрушающий удар по противнику.

Так и в обычной прозе жизни: прежде чем наступит большой триумф того или иного дела, ему предшествует долгая и кропотливая, интенсивная и целенаправленная, серь­езная и планомерная предварительная и подготовительная работа. Например, для ат­тестата о среднем образовании — 10 школьных лет, для диплома о высшем образовании — 5−6 лет, для диплома кандидата наук — от 3 до 12 лет, для диплома доктора наук не­большим сроком может быть и период в 30−40 лет посвящения своей жизни постав­ленной цели.

Каждый поступок мужественности имеет не обязательно прямую и непосредственную пользу и выгоду. Иногда это скрыто от глаз всех окружающих, а результат проявляется дни или месяцы, годы или десятилетия спустя. Когда, может быть, о конкретном ре­шении человека уже все давно забыли (если и знали). А полученный положительный результат представляется лишь случайным благоприятным стечением обстоятельств. И нередко бывает, что именно сознательное отступление мужественного человека от неблагопри­ятных обстоятельств позволяет ему и другим людям в последующем не только сохра­нить свои интересы в целости, но и получить некоторые дополнительные дивиденды.

Мужественный человек ясно и четко понимает, что не каждому от рождения даны столь яркие и основательные задатки мужественности. И не каждому жизненные усло­вия и обстоятельства позволяют в должной степени развить это качество, как и ос­тальные свойства ума и души, обеспечивающие его адекватное и гармоничное прояв­ление. Поэтому отсутствие в другом человеке столь же значительной мужественности он не воспринимает для себя как повод для небрежного или неуважительного отноше­ния к этому человеку, в том числе: знакомому, коллеге, другу, родственнику и т. д. и т. п.

Истинная мужественность не мыслима без философского отношения к другим, к жизни, и к самому себе. Не стоит забывать мудрости древних: «истинное достоинство человека проявляется в том, с каким уважением и доброжелательно-стью он относится к окру­жающим».

В дискуссии с оппонентами, и даже врагами, мужественный человек остается добро­желательным и уважительным. Сам факт присутствия неприятного для него человека еще не означает для него возможность быть саркастичным или язвительным, агрес­сивным или жестоким. Сила проявляется только в очень узком круге вопросов, где принципиально и специально затрагивается честь и достоинство, как самого мужест­венного человека, так и небезразличных ему людей. Все должно быть целесообразно — то есть иметь смысл (не путать с выгодой) и пользу для душевного и духовного здоровья участников дискуссии. Если человек слишком глуп или непорядо­чен, то от использования в его адрес более жестких или более резких слов и выраже­ний он вряд ли станет лучше. Чаще наоборот, — станет еще более злым и жестоким. От дискуссии с таким человеком лучше уйти, ибо положительный результат в ней исклю­чен уже чисто теоретически.

Применительно к другим людям, с которыми отношения или нейтральные или поло­жительные, мужественный человек старается не причинять ни прямой, ни косвенный, ни непосредственный, ни отдаленный душевный или физический дискомфорт. Наобо­рот, он стремится, чтобы рядом с ним люди чувствовали себя спокойно и уверенно, легко и непринужденно, приятно и комфортно. При этом, не прибегая к лицемерию и лжи, интриге и авантюре, не ущемляя интересы третьих лиц.

Не зависимо от внешних факторов, мужественный человек старается сохранить в первую очередь уважение к самому себе, котороезаключается в верностисвоим
принципам и убеждениям, в высоком уровне самокритичности, ответственности, внутренней организованности и дисциплинированности, более высоком уровне требо­ваний к себе, чем к окружающим, постоянном контроле себя с духовных позиций. Для него чувство собственного удовлетворения, основанное на соответствии вечным и универсальным законам Жизни, более важно и ценно, чем одобрение или похвала дру­гих людей. Хотя и демонстративного пренебрежения при этом он не проявляет. Ибо знает и видит в каждом, не зависимо от его образования, материального и социаль­ного статуса, возраста и пола Искру Божью, к которой нельзя относиться небрежно или пренебрежительно, без должного уровня уважения и доброжелательности.