При более основательном рассмотрении этого качества выяснилось, что большая редкость его присутствия достаточно четко обусловлена целым рядом вполне конкретных фактов. Вероятность присутствия каждого из которых весьма и весьма символична. Во-первых, это не только неплохой интеллект, но еще и ощутимая склонность ума к аналитичности. Не говоря уже о некотором проявлении творческого мышления. Как фонового фактора в жизни конкретного человека. Уже только одно его присутствие способно повысить ценность деятельности человека в два-четыре раза. В отдельных случаях — в десять и более раз. Большую роль играет и умение человека делать основной акцент в своем восприятии на содержании того или иного явления жизни. В то время как, большинство людей, вольно или невольно, ориентируется на чисто внешний фактор. Не особенно вникая в его реальную суть.
Большую помощь в постижении психологии людей играет изучение биографий великих людей. При правильном подходе к этому процессу человек получает возможность выявить и понять не только индивидуальные особенности того или иного великого человека, но и ряд закономерностей в процессах их внутреннего и внешнего мира. Понять виды благоприятных и неблагоприятных факторов в каждом процессе. И сделать для себя соответствующие выводы. В том числе, и в том, как быстрее и полнее распознать истинную сущность различных типов людей. По косвенным и предварительным данным. Нередко второстепенного и третьестепенного характера. С формальной точки зрения. Но, на самом деле, дающих весьма существенные данные для работы интуиции и проницательности. Ведь, в большинстве случаев (90 процентов) люди весьма предсказуемы. Исключение составляют люди с выраженными авантюристическими и интриганскими наклонностями. В том числе, способные к психологическим манипуляциям. Мнением и отдельного человека, и общественным мнением в целом. Несомненную пользу приносит и привычная высокая внимательность ко всему, что происходит вокруг. А также к параллельным сигналам из своего внутреннего мира. Ибо, наше подсознание порой дает нам удивительно тонкую информацию о том, что мы пока еще толком не знаем. Большим подспорьем к ней идет бдительность. Интеллектуальная и психологическая, нравственная и духовная. Когда человек быстро и четко анализирует все происходящее и четко систематизирует полученную информацию. Так сказать, раскладывает по полочкам не только самые главные моменты, но еще и массу тонкостей и нюансов, оттенков и полутонов, деталей и подробностей. И со временем накапливается достаточно существенный опыт распознавания не только большинства стандартных типов людей, но и многочисленных и разнообразных исключений из обычного правила.
Способность сознательно и целенаправленно моделировать общение с другим человеком таким образом, чтобы создавать прочное и перспективное взаимное доверие высокого уровня способствует не только возникновению элемента мудрости в осознании человека, но и его более или менее полноценного развития.
Косвенное влияние на качество мыслительной деятельности (в том числе, в распознавании истинной сути новых и незнакомых людей) оказывает следующий элемент внутреннего мира человека. Это акцент человека на своем собственном внутреннем удовлетворении тем, что он делает и тем, как он это делает. Независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Человек сам выбирает для себя планку уровня качества. И нижнюю, и верхнюю. Особенно важна, как ни странно, нижняя планка. Иначе говоря, уровень, ниже которого человек стремится не опускаться никогда. Для большинства людей это уровень «удовлетворительно». Или три балла по пятибалльной системе оценок. Для достойного человека (не говоря уже по интеллигента или аристократа) нижняя планка всегда находится на уровне «хорошо» или четыре балла. Анализ многих тысяч жизней показал автору, что именно нижняя планка оказывает свое громадное влияние на качество всех процессов любого человека. И внутренних, и внешних. Безусловно, и верхняя планка вносит свои мощные коррективы. Ибо, сознательное ограничение себя в уровне «хорошо», лишает человека возможности быть действительно эффективной личностью не только в простых житейских делах, но и средней степени сложности. Там большинство понимает лишь кое-что и лишь иногда. А человек с планкой в пять баллов (не говоря уже про верхние планки в пять баллов с плюсом или с двумя плюсами), привыкший к ней в своей реальной практической жизнедеятельности, имеет не просто несколько большие возможности по сравнению с большинством прочих людей, а принципиально большие. Иногда в несколько раз. Такие вот особенности ситуации.
Хорошо помогает в сложных мыслительных процессах умение отличать главное от второстепенного. И тут, в первую очередь, играет роль то, какую именно точку отсчета конкретный человек выбрал для себя вообще по жизни. Систему обычной житейской ценности или духовную систему классических ценностей. Конечно, человек, выбравший для себя второй вариант, прекрасно ориентируется и в первом тоже. А вот выбравший первый вариант, чаще всего, во втором не ориентируется вообще. Принципиальным отличием этих двух систем являются их качественные планки. То, что является хорошим в житейской системе, чаще всего, является плохим в системе классических ценностей. А то, что в первой отлично, то во второй только хорошо (в лучшем случае). А вот то, что отлично для второй, то для первой находится уже на грани фантастики. И все было бы достаточно неплохо. Но есть свои определенные «но». Большинство людей, чуждых существенной интеллигентности, встречаясь с явлениями жизни на пять баллов в системе классических ценностей, не могут полноценно их осмыслить и поэтому испытывают достаточно мощные и выраженное раздражение, переходящее нередко в откровенное озлобление. Ибо, им кажется, что кто-то специально стремится особенно ярко публично высветить их принципиальную несостоятельность не только в том или ином отдельном вопросе, но и по жизни вообще. А этого они никак не могут допустить, т.к. воспринимают это как большое личное оскорбление и унижение. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Но это большая и сложная тема является поводом для отдельного разговора. Что выходит за логические рамки данной работы.
Большим препятствием к развитию даже основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов является самоуверенность и самовлюбленность, переходящие в своего рода житейскую манию величия. Иначе говоря, банальную гордыню. Очень многогранное и изощренное явление человеческой жизни, в значительной степени дезорганизующее основные процессы внутренней и внешней жизни человека. Превращая эволюцию его личности в процесс явной деградации.
Определенную роль играет стремление человека быть максимально тактичным и деликатным по жизни вообще. Это буквально автоматически делает его ум все более и более изощренным, тонким, способным к дифференцированному восприятию любых явлений жизни. В том числе, людей с массой индивидуальных особенностей в своей структуре личности.
Развитие в себе дипломатичности и психологической гибкости способствует появлению возможности быстро и тонко распознавать не только тип человека, но и его кратковременные эмоциональные состояния.
Добросовестность в работе ума и души вносит свою лепту в качество распознавания других людей. Конечно, в координации с другими важными свойствами личности. Обычному человеку необходимо много знать, понимать и уметь, чтобы быстро и четко определять, кто именно находится перед ним. Особенно тот или иной нестандартный вариант. Или же иметь интуицию и проницательность на виртуозном уровне развития (не более одного процента людей).
Ненасытная жажда познания нового, самой жизни тоже способствует более интенсивному обретению жизненного опыта. Но не слепая и фанатичная, а максимально осмысленная. Отдельным моментом идет жажда обретения мудрости. Как сознательный и целенаправленный процесс. Предполагающий максимально возможную интенсивность и пожизненную продолжительность. Несомненную пользу приносит и сознательное развитие многогранной интуиции и проницательности. В том числе, с использованием многочисленных и разнообразных исследований, наблюдений и экспериментов (в рамках разумности, конечно).
Хороший уровень интуитивности вообще по жизни помогает человеку держать ум и душу в хорошем энергетическом тонусе, развивать их добросовестность и трудолюбие. Тем самым, существенно расширяя их возможности во всех важнейших процессах внутренней и внешней жизни человека.
Комплексный подход в развитии многогранной и изощренной интеллигентности благоприятно влияет на уровень координации в проявлении самых важных и ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов.
Конечно, постоянное и интенсивное изучение окружающих активно помогает в создании большой и разнообразной базы данных в памяти потенциального аналитика. И это достаточно существенный объем времени и сил. Ибо, все, что развивается только самопроизвольно, имеет темп развития во много раз меньше потенциального.
Правильная иерархия жизненных ценностей дает возможность правильно расставлять логические точки над «и» в восприятии и анализе любых жизненных явлений.
Стремление к высокому уровню изящности своих мыслей и чувств автоматически шлифует и развивает многие необходимые достоинства и добродетели. Но только в том случае, когда это стремление существует постоянно, а не по мере особой необходимости. Оно должно быть не ради кого-то или чего-то, а ради самого себя. Ради уважения к самому себе. Ради поддержания процесса оптимальной эволюции своей личности.
Стремление быть не просто хорошим человеком, но и замечательным (о чем предполагается отдельная работа автора) способствует тому, что человек получает возможность подключения к определенным каналам информации. На интуитивном уровне, как минимум. И это способно не просто несколько повышать качество информации, рождающейся в его сознании, а повышать его до принципиально более высокого уровня. В ряде случаев, совершенно недоступного для стандартного сознания. Все очень и очень непросто. И то, что кто-то ее стремится в наибольшей степени упростить для удобства восприятия, чаще всего, ничего хорошего, по большому счету, ему не дает. И потому не может быть образцом для подражания.
Дополнительный импульс в развитии личности дает стремление дарить другим душевное тепло, как минимум, хорошего качества. При необходимости, высокого. Ибо, большинство людей так сильно привыкает давать только посредственный уровень душевного тепла, что когда возникает необходимость в более качественном, то оно оказывается принципиально несостоятельным. И терпит поэтому нередко большое фиаско. Но, в силу незначительного (мягко говоря) уровня мудрости, оно не в состоянии распознать истинные причины своих главных неудач. Не говоря уже про все прочие. Вопрос, собственно, в том, что для обычного человека хороший уровень качества душевного тепла один. Для интеллигента — другой. Для аристократа — третий. И перепрыгнуть через свою голову в более высокий уровень не дано никому. К сожалению.
Человеку с узким кругозором почти невозможно научиться хорошо разбираться в людях. И, конечно, хороший уровень психологической и духовной эрудиции оказывает существенную помощь в этом процессе. Развитие в себе элементов классической женственности или мужественности помогает более быстро и отчетливо их распознавать в другом человеке. Не говоря уже о степени развития каждого их этих элементов. Еще более высокий уровень совершенства интеллектуальных и психологических процессов предполагается у людей, сознательно стремящихся заниматься качественным душевным творчеством. Правда, большинство об этом имеет предельно смутное представление. Такого рода творчество способствует оптимизации всех внутренних процессов личностного характера. В отдельном разделе об этом будет сказано подробнее.
Хороший уровень коммуникабельности способствует оптимизации процесса общения в целом.
Способность высказывать критику конструктивного характера помогает людям из нашего окружения раскрываться перед нами более полно и более быстро, нежели при ее отсутствии. И поворачиваться к нам самыми лучшими сторонами своей личности. Что, несомненно, позволяет создавать более оптимальный характер нашего общения с ними. В каждом конкретном случае возможности этого общения могут быть изначально весьма регламентированы. И, тем не менее. Узнавание главных достоинств способствует более адекватной оценки личности человека в целом.
Первостепенную важность имеет факт наличия у конкретного аналитика системы критериев по оценке личности другого человека. Собственно, и самого себя тоже. Но это уже тема отдельного разговора.
Упрощенный подход к анализу личности заведомо облекает его на низкий качественный уровень. Ибо, часто самые ценные качества человека являются скрытыми. Осознанно или подсознательно — это уже другой вопрос. Поверхностное погружение в личность другого человека на основе лишь распространенных стереотипов восприятия и мышления способно в значительной степени исказить реальную картинку. Именно поэтому многие действительно достойные люди остаются неоцененными. А многие авантюристы и интриганы имеют предельно эффективный имидж в глазах большинства людей. На первый взгляд — парадокс. Но, при более основательном анализе ситуации, выявляется момент жесткой логической регламентации ее сути и содержания. Не может первоклассник решать задачу за пятый класс. А пятиклассник — за десятый. У каждого человека в жизни есть свой конкретный, жестко определенный еще при его рождении, потолок развития его основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И этот момент никому не дано изменить. Теоретически это могут святые или маги. Но они, как правило, такими вещами не занимаются. Ибо, вмешиваться в решения Высших сил не разрешено никому. Все должно идти своим чередом. Другой вопрос, что нередко в человеке есть скрытые таланты. И выявить их — особенно важное дело.
Человек с ленивым умом и душой, как правило, плохо разбирается в людях. Адекватная оценка окружающих в значительной степени связана с уровнем правильной любви человека к себе. И к жизни вообще. Человек, не любящий жизнь, как правило, плохой аналитик сложных жизненных явлений.
Максимализм и категоричность препятствуют правильной оценке людей. Это в юности они приемлемы, а в зрелом возрасте являются показателями психологической инфантильности. Нередко еще и интеллектуальной. Не говоря уже про духовный аспект личности.
Естественно, что, чем выше уровень мудрости человека (только реальной, а не мнимой, и с точки зрения системы классических ценностей, а не распространенной житейской), тем лучше он разбирается в людях. Задача, что называется, за малым — обрести эту мудрость. Но это настолько сложный и тяжелый (с формальной точки зрения), что большинству людей он оказывается не по плечу. Правда, многие этим моментом особенно и не озадачиваются. По большому счету.
Особое качество — это умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Оно помогает более быстро и четко распознавать явные и скрытые моменты его внутреннего мира. Истинный интеллигент (не говоря уже — аристократ) имеет хорошо развитым это качество. У людей со стереотипным мышлением оно слабо развито. Это свойство дает его обладателю мощное преимущество перед большинством остальных людей. О нем будет сказано подробнее в отдельном разделе. Другой вопрос, что это и многие другие свойства очень успешно используют интриганы и авантюристы, психологические манипуляторы.
Играет косвенную роль конструктивный подход к себе, к жизни, уровень инициативности человека вообще по жизни, привычка основательно разбираться в новом и непривычном. Ибо, большинство людей склонно к тому, чтобы просто исключать из своего восприятия все, что существенно непонятно (быстро и основательно, на первый взгляд, при самом поверхностном и формальном подходе, при низком уровне трудолюбия и добросовестности ума и души).
Обычный простой человек, сталкиваясь с людьми средней или высокой степенью сложности, склонен быстро и категорично навешивать различного рода удобные и ему понятные ярлыки. Типа «странный», «своеобразный», «чудаковатый», «экстравагантный», «демонстративный», «играющий на публику», «замышляющий что-то недоброе» и еще что-нибудь в этом роде, имеющее в себе элемент прямой или косвенной деструктивности или дисгармоничности. В силу чего, порой принципиально искажающий или извращающий реальное положение дел. Так нередко воспринимаются элементы психологии классической интеллигентности (не говоря уже — аристократичности) теми, кто их совершенно чужд и сознательно уклоняется от их самостоятельного и целенаправленного развития.
Что-либо основательно или многогранно анализировать обычному человеку совершенно не хочется. Ибо, его банальный рационализм не видит в этом быстрой, ощутимой и конкретной выгоды для себя. Ибо, косвенная или отдаленная польза не является для него серьезным аргументом для приложения больших усилий ума и души. Как правило, в восприятии всего нового у простого человека доминирует поверхностный и формальный подход, склонность отдавать предпочтение чисто внешним факторам, нередко в ущерб реальному содержанию того или иного явления жизни.
Особенно драматичной бывает ситуация, когда обычный человек сталкивается с личностью, которая значительно превосходит его по основным параметрам конструктивности и созидательности, мудрости и зрелости, гармоничности и добродетельности, самодостаточности и интеллекта, одаренности и другим достоинствам. Мало у кого есть столько мужества и самокритичности, чтобы добровольно признать значительное превосходство другого постороннего человека над собой. Даже лишь в одном моменте. Не говоря уже о комплексном восприятии личности. Собственно, обычный человек вообще не умеет воспринимать адекватно явления жизни средней и высокой степени сложности. Ибо, у него отсутствуют для этого необходимые инструменты, практический навык и даже чисто теоретическая база в виде необходимой эрудиции психологического и духовного характера. Свой негативный вклад добавляет и упрощенный характер мировоззрения человека. Что, собственно, и лежит в основе низкого уровня одухотворенности человека и его нежелании сознательно и целенаправленно развивать в себе данное качество. Пренебрежение к философии вообще и к философии человеческого бытия, в частности, приводит к тому, что человек совершенно не ориентируется в философских и духовных явлениях жизни вообще и применительно к личности, в частности. И это не просто не совсем адекватное их восприятие, а часто совершенно неадекватное. Порождающее бесконечную серию проблем и неприятностей, драм и трагедий. Которые, к сожалению, такого человека ничему не учат. Даже на протяжении восьмидесяти лет жизни.
В обществе распространен низкий уровень осмысленности чувств и желаний и прочих эмоциональных элементов бытия. Все было бы не так плохо и драматично, если бы свои весьма упрощенные стереотипы простые люди (чуждые интеллигентности) не переносили бы на всех остальных людей. Тут их и винить-то трудно, ибо, они по-другому просто не умеют. Но свое неумение они, тем не менее, возводят в ранг стандарта и эталона для подражания. Типа: я этого не понимаю и не знаю, значит, это не знает и не понимает и любой другой человек. А то, что у такого человека может быть совершенно неадекватная система оценочных координат — это, по большому счету, остается вне его поля зрения. Ибо, раз так мыслят многие, значит, это правильно…
Неумение различать большинство мельчайших оттенков и полутонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к их принципиальному обесцениванию. И, в ряде случаев, к обесцениванию всего явления жизни в целом. Получается упрощенная и весьма обедненная система оценок, способная в значительной степени исказить или извратить реальную действительность. Так, например, экстраверту представляется интроверт личностью с выраженными шизоидными моментами. А интроверту представляется экстраверт предельно легкомысленным и безответственным.
Вносит свою лепту и отношение человека к критике. Те, кто его хвалит или не критикует — это для него хорошие люди. А те, кто хотя бы иногда критикует, это люди с рядом отрицательных элементов в себе. Даже при условии, что критика носит конструктивный и доброжелательный характер. Для большинства обычных людей критика представляется нежелательным явлением, как таковым. Что называется, в принципе. И это вносит большой субъективный момент в восприятие других людей. Что очень успешно используют интриганы и авантюристы в своих психологических манипуляциях окружающими.
Важнейшим качеством является психологическая проницательность. О которой большинство имеет весьма смутное представление. И потому ее оно совершенно не развивает. Даже в пределах своих весьма символических задатков. В результате, как правило, возникает ситуация, при которой можно говорить о практически полном отсутствии данного качества. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Интеллектуального, психологического и духовного плана.