Прежде, чем подробно остановиться на теме сообщества интеллигентов, следует отдельно остановиться на следующем моменте. Между обычным человеком и истинным интеллигентом можно условно выделить примерно пять ступеней гармонии и совершенства. Одни, условно говоря, находятся на первой ступени, другие на третьей, третьи — на пятой. И это будет не только существенное отличие количественного плана, но и качественного характера.
Драматизм человеческого общества в целом состоит в том, что большинство обычных людей, к сожалению, даже и не собиралось особенно озадачиваться своим подъемом по этой условной и импровизированной лестнице. Правда, импровизированной она является только с житейской точки зрения. А с духовной точки зрения она вполне реальна. Ибо, в системе классических ценностей Вселенной есть по каждому ведущему (и не только) параметру своя иерархическая лестница. По одним параметрам это лестница, условно говоря, в десятиэтажном доме, по другим параметрам — в сорокаэтажном. По третьим параметрам — в стоэтажном доме. И, если в первом случае, одна ступень имеет размер в один этаж, то во-втором уже четыре этажа. Все, конечно, достаточно условно. Ибо, по мнению отдельных мудрецов, есть и такие параметры иерархии Бытия, что по ним размер такого здания имеет и более тысячи этажей. Человеческому сознанию, особенно основанному преимущественно на обычной житейской логике, очень трудно представить себе здание такой высоты. Не говоря уже о количестве мелких тупенек во всем этом здании от первого до последнего этажа.
Кстати говоря, пятая ст иерархической лестнице аристократичности соответствует классической интеллигентности. Вы можете спросить автора: «а почему не первая или седьмая, а именно четвертая ступень?» И ответить на этот вопрос не так просто, как хотелось бы. Можно, конечно, поставить интеллигентов (желательно не путать с понятием «интеллигенция», которое стало, к сожалению, предельно формальным и поверхностным и отражает только принадлежность человека к труженикам умственного фронта; что к истинной интеллигентности стало иметь весьма и весьма косвенное отношение) на первую ступень по лестнице аристократичности. Но тогда аристократы выглядели бы уже совсем заоблачными жителями. Что не совсем соответствует реальной действительности. Если же их поставить на седьмую ступень, то тогда путь от интеллигентности до аристократичности будет выглядеть уже слишком символическим по своей величине. Что также не соответствует реальному положению дел. От интеллигентности до аристократичности очень большая дистанция. Настолько большая, что она не меньше, чем таковая от обычного человека до интеллигента. А, во многих случаях, еще и гораздо больше. Собственно, интеллигентность — это одно из важнейших фундаментальных понятий человеческого бытия. И именно поэтому автор планирует посвятить ей свою отдельную работу. Ибо, было бы страшным представить себе путь человека от обычного уровня сразу в аристократы, минуя стадию интеллигентности. Ибо, путь до интеллигентности настолько сложен и продолжителен, что его, как минимум, хватит на всю человеческую жизнь. Пусть даже и самую продолжительную. Другой вопрос, что интеллигент может себе уже ставить задачу стать аристократом. Чему, собственно, и посвящена данная работа.
Большинство обычных людей, как правило, бывают очень недовольными тем, что сообщество аристократов (только истинных, а не мнимых) держится предельно обособленно. И это действительно так. Но, для этого есть свои достаточно веские причины, о которых мне и хотелось бы сказать несколько подробнее. Дело в том, что аристократ, как правило, обладает достаточно конкретным чувством собственного достоинства. Что автоматически подразумевает высокий уровень гармонии личности по всем ведущим параметрам: конструктивность и созидательность, зрелость и самодостаточность, добродетельность и одухотворенность, гармоничность и мудрость. Аристократ живет по своим собственным правилам и законам, принципам и убеждениям. Которые обычно не просто несколько иные, нежели у большинства обычных людей, а, чаще всего, принципиально иные. Высокий уровень самодисциплины и внутренний организованности, постоянного многогранного и изощренного самоконтроля, чувства долга и ответственности, требовательности к себе и еще нескольких десятков ведущих добродетелей обуславливает тот момент, что аристократы в своем кругу относятся друг к другу с очень большим доверием по всем четырем ведущим аспектам человеческого бытия. Человек же обычный, как правило, совершенно чужд этой системы изощренных фундаментальных ценностей бытия. И именно поэтому ему предельно трудно вписаться в среду аристократов. Которые, в случае классического варианта, прошли продолжительную и предельно изощренную школу аристократизма под руководством строгих учителей. Если же речь идет об аристократе какого-либо одного преимущественного типа, то в этом случае речь может идти только о большой продолжительной школе самовоспитания и самосовершенствования. Которая, грубо говоря, и не снилась большинству обычных людей. Которые довольны, в первую очередь, тем, что они не хуже других, но, по крайней мере, своего непосредственного окружения. И, как правило, перед ними задача стать значительно лучше своего окружения не стоит в принципе. Ибо, распространенные принципы банального рационализма не видят в этом для себя какого-либо особенного смысла и пользы. Быстрой и существенной, ощутимой и престижной в своем кругу. Драматизм бытия большинства обычных людей состоит еще и в том, что оно никогда не слышало вообще понятий самовоспитание и самосовершенствование, как и большинство фундаментальных понятий из системы классических духовных ценностей. И, к сожалению, не только духовных, но еще и интеллектуальных, психологических и эстетических.
Другой вопрос, что это большинство, по большому счету, особенно никогда и не стремилось узнать что-то действительно ценное и важное, принципиально выходящее за рамки привычной житейской суеты. И, как показал тридцатилетний опыт работы автора психотерапевтом, даже, когда кто-то пытается этим людям что-то объяснить или рассказать, то он встречает предельно мощный и категоричный отпор, продиктованный духом негативного консерватизма и фундаментальной ленью ума и души, самовлюбленности и самоуверенности, обостренной амбициозности и предельно болезненного самолюбия. И еще большим числом различного рода деструктивных и дисгармоничных моментов, ставших не только весьма распространенными, но и весьма привычными для многих людей. Можно даже сказать, что своего рода эталоном для подражания, которому многие не только следуют сами, в силу их особой приятности и особого удобства, не требующего каких-либо дополнительных усилий ума или души. Не говоря уже усилий духа, который, как правило, предельно слаб и дезориентирован. Но они еще и настойчиво и упорно рекомендуют этот эталон всем окружающим. И, в том числе, интеллигенции и аристократам, совершено не понимая (да и не желая понимать) принципиальную разницу между собой и этими двумя категориями людей. Логика у них железная: раз мы не хуже большинства окружающих и нам такого рода стандарты и эталоны удобны, то, следовательно, они должны быть удобны и всем остальным. Причем, без какого либо, пусть даже самого символического, исключения из этого синтезированного правила. Правда, синтезированного преимущественно умами с вполне определенными элементами упрощенности (а местами, быть может, и примитивности). Но это, по большому счету, остается вне их поля зрения. И не только в какой-либо отдельный момент или период их жизни, а, как правило, пожизненно, не зависимо от величины продолжительности их жизни.
Духовное и психологическое невежество большинства обычных людей, к сожалению, исключает возможность их понимания и даже относительно адекватного восприятия даже большинства явлений жизни средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. Которые, как правило, воспринимаются ими столь же абстрактно и отстраненно, как описание возможных видов жизни на далеких галактиках Млечного пути.
Каждый аристократ четко и однозначно понимает свою ответственность перед самим собой, перед обществом, перед Высшими силами. С одной стороны. А, с другой стороны, он знает, что порой достаточно одного небрежного и необдуманного поступка, чтобы в среде аристократов и классических интеллигентов лишиться своего доброго имени раз и навсегда. И поэтому он проявляет максимально возможную психологическую внимательность и осторожность, аккуратность и бережность, предупредительность и предусмотрительность, многогранную и изощренную бдительность, постоянный и мощный самоконтроль. Чтобы не лишиться благоволения Высших сил. В первую очередь. Для большинства же обычных людей все эти моменты их внутренней жизни, если и имеют место быть, то на предельно формальном и поверхностном уровне (по сравнению с аристократами). От них не то, что аристократичности, часто даже элементарной интеллигентности ждать не приходится. По большому счету. И этот момент служит часто основной для многих серьезных проблем и неприятностей, переходящих нередко в многочисленные и разнообразные драмы и трагедии. Аристократ понимает жесткую связь своего бытия со многими другими людьми. С их благополучием и счастьем. Поэтому он не может себе позволить способствовать возникновению каких-либо существенных случайностей в своей жизни. В силу недостаточно серьезного и ответственного отношения к моделированию своего общения с окружающими. И именно этим и обусловлена его выраженная избирательность в общении с окружающими.