Определенный элемент философского отношения к деньгам имеет место быть у истинного интеллигента. Которого с ранних лет приучают к достаточно спокойному отношению к деньгам, да и вообще ко всем формальным материальным благам. Главный акцент делается на то, что красивой должна быть, в первую очередь, душа, изящным должен быть ум, характер должен быть приятым, главным образом, окружающим. И в результате философское отношение к материальному миру становится не капризом или прихотью, не индивидуальной особенностью — а естественным и закономерным элементом его личности. Хотя, по большому счету, не только интеллигент, но даже человек с рядом интеллигентных свойств ума и души, мировоззрения, является большой особенностью среди общей массы людей, и не только особенностью, но явлением жизни в определенном смысле эксклюзивного характера. Интеллигент никак не связывает чувство собственного достоинства со своим материальным положением. Он является им и в большой роскоши, и в большой бедности. Даже в немецком концлагере или советском гулаге он остается верным своим принципам и убеждениям, своим основным жизненным привычкам хорошего тона, вплоть до простых бытовых моментов (элементы гигиены тела, питания, общения, предельно разумное употребление алкоголя, гигиены ума, души и духа).
Интеллигенту ещё в детстве объясняют то, что даже очень богатый человек может быть дураком или подлецом, примитивной личностью. Хотя, по большому счету, в дореволюционной России, как правило, никто не мог стать богатым, если он был дурак или сволочь. Дурак в принципе не способен организовать что-то действительно толковое, что может давать стабильный и значительный доход. А сволочь может что-то организовать, но в прежней России слово бизнесмена стоило не менее дорого, чем официальная бумага. И поэтому тот, кто проявлял хотя бы кратковременную и косвенную непорядочность, автоматически попадал в своего рода черный список общественного мнения. После чего с ним уже никто не хотел иметь никаких серьезных дел. В связи с чем, развивать энергично и эффективно большой бизнес было невозможно даже чисто теоретически. И даже немного непорядочный человек становился банальным банкротом. И ему был закрыт доступ в хорошие дома, он переставал быть принятым, что называется, в свете.
Это, конечно, не исключало того момента, что в обществе продолжали цениться такие качества, как большая сообразительность и изобретательность, фантазия и воображение, неординарность и творческий подход к решению житейских и коммерческих задач на фоне проявления (главное — присутствия) классических достоинств и добродетелей. Достаточно вспомнить телефонный справочник Москвы. В нем был отдельный раздел «Меценаты». И, при очень мелком тексте справочника, этот раздел занимал, ни много, ни мало, семнадцать страниц. В настоящее время такой раздел не смог бы заполнить и семнадцать строк. К сожалению. Ибо, уже утратилось само понятие интеллигентность. Оно заменилось массой разнообразных современных искажений и извращений психологического и духовного плана.