Конечно, любые материальные ценности имеют волне определенную важность, смысл, пользу, целесообразность. И никто не собирается это оспаривать. Другой вопрос, что нужно ли ставить именно материальные (физические) ценности жизни на первое место. Собственно, в данном случае, автор не изобретает никакого велосипеда. И Америки не открывает. Суть всего нижеследующего уже давно была написана классиками психологии и философии. Не говоря уже о просто мудрецах. Понятно, что в современном мире невозможно проповедовать идею о равнодушии или пренебрежении к материальным ценностям. Ибо, одеваться и питаться нужно абсолютно всем. Иными словами, успешно решать свои бытовые вопросы. Существует очень распространенный стереотип о том, что величина счастья человека прямо пропорциональна величине его богатства. Но те, кто принял эту мысль для себя, как истинную, забывают о том, что физические потребности человека — это лишь животный уровень его бытия. В то время как, человек — это существо сложной природы — и материальной, и духовной. И он создан для того, чтобы в его жизни духовные ценности стояли на первом месте. И никак не иначе.
Для обоснования этого момента мы можем обратиться к реальной жизни. Мне лично известен ряд семей с небольшим уровнем материального благополучия, но с хорошим уровнем благополучия духовного. Именно в этих семьях присутствует состояние счастья у всех их членов, разделяющих этот логический момент. И даже более того: есть рядом с этими семьями тысячи других, у которых уровень материального благополучия в сотни и тысячи раз выше, но элемент духовности стоит на третьем, четвертом месте в их системе жизненных ценностей. Так вот, 99 процентов членов этих очень богатых семей очень сильно завидуют этим бедным (с их точки зрения) семьям. Ибо, уровень интеллектуальной, психологической и духовной гармонии в этих небогатых семьях не просто несколько выше. Так сказать, принципиально выше. Как правило.
Придирчивый читатель может упрекнуть автора в том, что он реалии России пытается выставить в качестве оптимальных. Но, по мнению американского артиста Чака Норриса, у него есть более тысячи друзей-мультимиллионеров, которые имеют, что хотят, сколько хотят, когда хотят и где хотят. Кроме самой небольшой мелочи — счастья. Из них только два-три человека являются действительно счастливыми. И это четко и однозначно указывает на то, что они являются редчайшим исключением из этого правила. Еще одним интересным моментом является следующий: в наиболее развитых странах Европы и в США процент возникновения тяжелых психических заболеваний и самоубийств не только не ниже, чем в России, но местами еще значительно выше. Особенно там, где уровень именно материального благополучия в 5−20 раз выше, чем в России.
В человеке заложена на уровне подсознания потребность жить в системе духовных ценностей. И именно этим можно объяснить тот факт, что три миллиона очень обеспеченных коренных французов, разочаровавшихся в ценностях католической веры, приняли (в течение нескольких лет) ислам. Ибо, он показался им более конкретным и ясным для понимания. Насколько оптимален их такой шаг мы теперь говорить не будем. Но важен сам факт существования такого момента в истории Европы.
Ведущие психологи и психиатры (не говоря уже о классиках психологии и философии) почти единодушно пришли к выводу о том, что почти все люди, поставившие в своей жизни материальные ценности на первое место, после достижения очень хорошего финансового достатка, тем не менее, ощущают мощный душевный дискомфорт. Который специалисты так и назвали «экзистенциальный невроз». В данном случае, термин «невроз» имеет собирательное значение, что, с чисто диагностической точки зрения, включает в себя очень широкий спектр тяжелых психических нарушений. Вплоть до злокачественных депрессии и шизофрении.
Среди клиентов автора было более десяти тысяч людей с высоким уровнем материального благополучия. Правда, счастливых и даже умеренно счастливых среди них были единицы. И даже более того: среди членов их семей, которые никак не участвовали в бизнесе главного добытчика финансов, вероятность обретения настоящего счастья была близка к нулю. Но не только в тот или иной конкретной момент времени, а вообще по жизни. Когда бы то ни было. Ибо, степень психологической и духовной деформации личности и самих бизнесменов и членов их семей были настолько значительной и глобальной, что даже чисто теоретически исключала возможность возвращения даже к умеренно гармоничному состоянию.
Конечно, никто не призывает к какой-либо явной нищете и демонстративному материальному аскетизму. Но ситуация имеет очень высокий уровень проблематичности и драматичности в силу своей скрытой многогранности и изощренности.
Люди, с хотя бы средним уровнем одухотворенности, знают то, что человек — это вечное поле битвы между светлыми и темными силами. Но тут есть определенный нюанс: все люди подвержены влиянию темных сил. Но хотя бы относительно успешно защититься от них удается только тем, кто поставил для себя духовные ценности жизни именно на первое место. И сделал их естественной и неотъемлемой частью своей личности и жизни. И не только чисто теоретически, но и реально — практически. И, чем выше уровень одухотворенности того или иного конкретного человека, тем выше вероятность того, что Светлые силы помогут ему преодолеть разнообразные и многочисленные, предельно изощренные искушения, идущие со стороны темных сил.
Это только непосвященному кажется, что бороться с темными силами легко и просто. Реальная действительность четко и однозначно показывает, что мало-мальски ощутимое умение в этом плане есть в лучшем случае, лишь у двух-трех человек из тысячи. Остальные же лишь тешат себя иллюзией о своем особом духовном могуществе. Можно даже сказать, что, чем выше такого рода претензия у конкретного человека, тем ниже, на самом деле, его реальная духовность. И вытекающие из нее практические возможности. Ибо, даже святые четко осознавали свою личную несостоятельность в борьбе с темными силами. Без участия Светлых сил. Да и мудрецы, как правило, говорили о том, что знают, понимают и умеют они далеко не так много, как им хотелось бы. И их уровень совершенства даже в каком-то отдельном моменте весьма далек от истинного совершенства.