Невроз — результат искаженного мировоззрения?
Если внимательно всмотреться в истинные причины невротических явлений с точки зрения не только с медицинских, но и интеллектуально-психологических аспектов, то выявится совершенно неожиданная вещь. Оказывается, в большинстве случаев наша стрессовая реакция на ситуацию зависит не от самих обстоятельств, а от нашего отношения к их сути и содержанию. Причем, оно уже имеется задолго до появления того, что мы называем стрессом. Принято думать, что есть так называемые «нервные люди», которые характеризуются в отношениях с окружающими как конфликтные, вспыльчивые и т. д. У них, мол, характер такой и тут уж ничего не поделаешь… Но реальная причина неадекватного поведения любого в принципе психически здорового человека кроется в его мировоззренческих принципах и убеждениях, взглядах и представлениях о себе самом, об окружающем мире, о своем месте в этом мире, о смысле жизни вообще и конкретного человека, в частности, о тех задачах, с которыми появился этот «уникальный экземпляр» на свет.
Неврозы… оказалось (по данным анализа послед-них 20 лет психотерапевтической работы с пациентами самыми различными видами нервно-психических нарушений), что их лечение будет почти формальным, если оно не затрагивает и не исправляет искаженные элементы мировоззрения. Степень возможного успеха пропорциональна величине коррекции духовного состояния пациента.
Начнем с самого элементарного (с обыденной точки зрения) — с представления любой личности о себе. На 70% объективное представление о себе имеют лишь 0,5% людей, на 50% - 5−7%, на 30% - 40−45%, на 10% - 50−55%. Иначе говоря, половина людей (в том числе, и интеллигенция или, точнее сказать, в первую очередь интеллигенция) имеет правильное представление лишь на 1/10 своей сущности, а все остальное или весьма принижается до комплекса неполноценности или приближается к житейской (а иногда и не только житейской, т. е. профессиональной, интеллектуальной и т. д. и т. п.) мании величия.
Многим приятно думать, что они хорошие уже только потому, что появились на свет и если их личность осталось серой и невзрачной, то в этом виноваты только окружающие, которые не смогли вовремя разглядеть в них их особенный талант. Примерно столько же полагают, что им известен их талант, но обстоятельства жизни и многочисленные завистники и злопыхатели не дали им возможности развить в должной степени свои способности до уровня гениальности. А когда речь идет о столь «крупных материях», то сам факт того, что и во всех остальных направлениях их личность по большому счету оставляет желать лучшего, уже вроде как и не играет какой-либо существенной роли. Подобные размышления далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд, т.к. формируют в подсознании человека вполне определенную установку «обиды и раздражения на всех и вся, на судьбу и окружающий мир», подпитывающую развитие гипертрофированного самолюбия и крайне болезненной амбиции, когда не только объективная критика, но даже доброжелательная ирония воспринимаются как очередной умышленный выпад против достоинства «борца за справедливость».
«Я должен поставить на место обидчика или даже наказать его» — вот наиболее типичная реакция такого гения. И начинается бесконечное выяснение отношений на работе, в семье, в быту и практически везде, в отдельных случаях переходя в паранойяльное развитие личности.
В нашем обществе прививался всем лживый принцип: «В здоровом теле — здоровый дух». На самом же деле, все совсем наоборот. Не может быть в теле физического здоровья, если нет духовного. Драма современного общества — это не материальное обнищание, а духовное. О каком же психическомздоровье может идти речь?
Некоторые говорят: «Было бы у меня много денег, так и причин для невроза не было бы». Грустное заблуждение, т.к. среди очень богатых людей, как ни странно, счастливых почти нет и чем богаче они, тем меньше счастья…
Необходимо знать абсолютно всем, что человеческая психика — это на 9/10 сфера действия нашего индивидуального подсознания — низшей природы (уровень инстинктов животного). Есть еще и коллективное бессознательное, имеющее только высшую духовную сущность в своем составе. В произвольном порядке каждый из нас действует на самом деле только на 1/10 сознательно, а всему остальному мы только находим самые различные доводы, оправдывающие нас перед собственной совестью и в мнении окружающих. Поэтому только тот, кто действительно сознательно и целенаправленно занимается развитием своей личности, ее духовными аспектами, может рассчитывать на уменьшение влияния на него его собственных «добродетелей», таких как, зависть и ревность, самоуверенность и самовлюбленность, раздражительность и злость, равнодушие и жестокость, злопамятность и мстительность, отчаяние и безысходность, чрезмерная жалость к самому себе и повышенная обидчивость, алчность и леность, азартность и похотливость, высокомерие и чванливость и еще бездна прочих человеческих пороков, расцветающих пышным цветом в бесхозных душах.
Большинство, к сожалению, не только не борется со своими низшими побуждениями, но и сами развивают их в себе. Так, они лелеют в себе один из тяжелейших человеческих пороков — гордыню, считая возможным быть категоричными максималистами с претензией на истину в последней инстанции, прямолинейными и упрямыми всегда и во всем, противопоставляя вечным ценностям пресловутый рационализм, замешанный на банальном эгоизме и изощренном эгоцентризме (весь мир должен вращаться только вокруг меня и ради меня).
Мудрецы всех времен считали и считают, что таланты и способности каждого из нас — это не повод для самолюбования, а долг перед природой, подарившей нам их. Это своеобразный аванс, который каждый должен «отработать», принеся другим что-то доброе и светлое, полезное и красивое, опирающееся на традиционные ценности человечества.
Равновесие в вашей душе — это не спокойная и беззаботная жизнь. Это развитое самообладание и выдержка, это уважение к ближнему, не как к носителю низшей индивидуальной сущности, а как к обладателю элемента высшей духовной сущности, как к воплощению воли Высших Сил. Ибо у каждого еще до рождения есть определенная цель появления на свет, каждому задан вполне конкретный смысл его бытия. И только когда это бытие согласуется с вечными нравственными принципами оно может рассчитывать на некоторое душевное равновесие и комфорт. Счастье не вне нас, а только внутри, в душе. И оно такое, какая у нас душа, какой мы ее сами сделали. Как сделали? Очень просто. Каждое доброе дело на благо всех не только гармонизирующе влияет на нас, оно дает возможность природе сделать нам очередной «подарок» в виде какого-либо значительного радостного события в нашей жизни. И наоборот.
Если человек не понимает главных законов Природы, постоянно нарушает их, то множество самых серьезных и тяжелых проблем и неприятностей непрерывно сопровождает его, заставляя все чаще и сильнее раздражаться и озлобляться. И каждое новое испытание гораздо неприятнее предыдущего. Высшие силы Природы будут пытаться еще и еще раз встряхнуть нас, заставить одуматься. В противном случае нам гарантировано пожизненное лечение физических и психических заболеваний. Наша низшая сущность, проявляющаяся в первую очередь эгоистическими взглядами и представлениями, принципами и убеждениями никогда не может удовлетвориться, т.к. всегда найдется тот, кто живет внешне лучше, чем мы.
Погоня за иллюзией внешнего показного благополучия бессмысленна уже по самой своей сути, ибо как много ни имеет человек, ему всегда хочется еще больше. Постоянное или периодическое чувство неудовлетворенности своей жизнью (а не собой и своим несовершенством!) вызывает у человека очередной, еще более сильный приступ раздражения на жизнь, окружающих людей, на судьбу, Природу и т. д. Никакие лекарства и психотерапия, гипноз и магия не могут помочь человеку стать спокойным и счастливым, если он оценивает себя и других с позиции материальных благ, а не с точки зрения духовного развития и совершенства.
Но сам человек не способен в принципе полностью самостоятельно заниматься своим развитием. Ему нужен наставник, который объективно и бесстрастно оценивал бы как личность человека в целом, так и то, что и как следует конкретному человеку развивать, в какой последовательности, с какой интенсивностью, оценивал бы реальные достижения и недоработки, ошибки и заблуждения, слабости и недостатки и другие опорные точки в развитии и совершенствовании ума и души подопечного. Чем гармоничнее будет внутренняя сущность человека, тем реже у него будет возникать желание раздражаться и испытывать другие отрицательные эмоции и чувства. А значит, его нервная система будет гораздо более крепкой и устойчивой к любым стрессам и неприятностям, проблемам и трудностям. По мере коррекции мировоззрения, человек начинает иначе смотреть на мир и самого себя, видеть счастье в истинных, а не мнимых ценностях.
Работа над собой — это самая трудная и самая тяжелая работа вообще. Ибо она происходит внутри и поэтому до поры до времени недоступна до восприятия других людей, да и делается в первую очередь ради самого человека. И лишь когда человек понимает и принимает то, что главное — это собственная совесть, имеющая минимум угрызений и потому спокойна, он обретает здоровье.
Мнимый больной
…Хирург был в явном недоумении. К нему пришел офицер, пожаловался на сильные боли в локте. Его обследовали и никакой патологии не выявили. А боль беспокоит, даже анальгетики не помогают. Тогда его и направили к психоаналитику. И только через три месяца работы с ним вскрылась причина болезни. оказывается, несколько лет назад офицеру приснилась змея, кусающая его в локоть. В подсознании этот сон долго дремал, а потом, видимо, на фоне стресса, снизившего защитный уровень организма мужчины, вдруг «проснулся»… А если уж говорить о болях в сердце, желудке или голове, их механизм еще проще. В этих органах много нервных окончаний, стало быть и реагируют они на любые изменения в нервной системе чаще и в большей степени.
Каждый второй из нас может найти у себя заболевание, которого у него нет. Классическое подтверждение тому — герой Джерома К.Джерома. Читая медицинскую энциклопедию, он пришел к выводу, что страдает всеми заболеваниями, кроме родильной горячки. Это можно назвать синдромом дилетанта. Услышал человек, скажем, о злокачественной опухоли, и его мозг сразу выдает сигналы: может и у меня тоже рак? Даже если и не думать об этом с утра до вечера, в подсознании мысль все равно откладывается. А значит, в любой момент жди «выстрела».
Даже небольшой дискомфорт или недомогание ощутимо давят на психику тревожно-мнительного человека, изматывают его день за днем. И вот у него появляются симптомы гастрита или повышенного артериального давления. Объективные медицинские обследования подтверждают — человек здоров. Но разве он врачу поверит? Тем более, что тут же вспоминает, что у кого-то обнаружили болезнь только в последней стадии развития, кого-то вообще лечили не от той болезни. Человек ведь себя не обманывает. Ему действительно больно, а врач не хочет лечить.
По официальным данным, две трети пациентов поликлиник нуждается прежде всего в помощи психотерапевта, а потом уже врача другой специальности. Оставшаяся треть — в помощи только психотерапевта. В моей практике был случай, когда мужчине, испытывающему постоянные интенсивные боли от «воспаления седалищного нерва», назначили рентгенотерапию — далеко не безобидное облучение большими дозами рентгеновских лучей. Пришлось сказать пациенту, что рентген от него никуда не уйдет, лучше пока попробовать лекарственный способ и психотерапевтический лечения. Через неделю больной почувствовал облегчение, а через полмесяца вообще забыл где этот нерв находится…
Однако в реальной жизни к психотерапевту, как правило, направляют лишь после долгого, упорного и безуспешного лечения, например, у кардиолога. Да и то, если тот окажется дотошным и поймет, что во всем виновата именно нервная система пациента. Люди с неврозами более эмоционально реагируют на окружающую действительность и более склонны к длительным переживаниям. Особенно в кризисном возрасте — подростковом и старческом, когда усиливается тревожная мнительность. И тогда из самой маленькой мухи может вырасти гигантский слон. Страдающий от невроза способен придумать себе болезнь практически из ничего. А нервная система способна ее имитировать. То есть самой болезни нет, а симптомы — налицо. Вплоть до онкологических.
Пациентка пришла к врачу с жалобами на боли в желудке. Она утверждала, что проглотила … живую лягушку. Все летосемья жила на даче. Однажды, во время обеда рядом с тарелкой прыгнул маленький лягушонок. И тут же исчез в траве. Женщина поморщилась и продолжала есть. А несколько дней спустя почувствовала дискомфорт в животе. Задумалась о причине. Тут-то из подсознания и всплыл тот самый лягушонок. Женщине стало казаться, что он каким-то образом все же попал ей сначала в суп, потом в желудок и теперь разрушает ее изнутри. Наверное, медики могли бы принять этот рассказ за бред сумасшедшей. Но пациентка действительно мучилась от приступов боли, таяла на глазах, за несколько месяцев похудела на двадцать килограмм. Все это очень напоминало симптомы онкологического заболевания. Анализы, правда, никакой патологии не обнаружили. Обследования в стационаре — тоже. А пациентка упрямо твердила свое: «лягушку съела!»…
Все начинается с нервной системы и ею же заканчивается. Получается замкнутый круг. Мы зарабатываем невроз. Он ведет к повышенной впечатлительности, а иногда и внушаемости — мнимым болезням. Переживания из-за них еще больше расшатывают нервы. А это в свою очередь грозит объективным разладом в деятельности внутренних органов — они заболевают. Мы снова нервничаем… И так до бесконечности. Но что интересно. В отличие от людей, страдающими неврозами, у тяжело психически больных мнимые болезни редко когда возникают. Далеко не всякий психопат или шизофреник подвержен самовнушению. Олигофрены в силу сниженного уровня сознания вообще не знают, что это такое.
Впрочем, помимо невротиков, есть еще одна категория людей, у которых могут возникнуть болезни самовнушения, — ипохондрики. Если человек, читая медицинскую статью, просто начинает беспокоиться о своем здоровье, эта ситуация обыденная и не выходит за рамки нормы. Другое дело, если его «зацикливает». «Похоже, что у меня именно эта болезнь. И она будет развиваться. В какую сторону? Когда наступит кризис? Смогу ли я это пережить?» С равнодушием обреченных эти люди читают о своей болезни все больше и больше книг и мнят у себя самое страшное.
Зачастую ипохондрию называют «бегством в болезнь». Это может быть от усталости, когда все вдруг надоедает или кажется, что ты никому не нужен. Не хотите считаться со мной здоровым, будете считаться с больным. Даже дети иногда угрожают родителям, если те им что-то не разрешают: «Вот умру, поплачете тогда на моей могиле!» Но если у ребенка эта мысль мимолетная, то человек в возрасте и с фантазией нагружает себя гораздо сильнее. Ясно, что умирать он не хочет, поэтому ищет у себя серьезную болезнь. Но тело в данном случае — лишь внешнее, материальное выражение проблемы. Дело же в душевном состоянии. Хочется внимания, изменения отношений, заботы. Человек просто подсознательно бежит в болезнь, а в результате в организме действительно возникают симптомы, имитирующие ее. Домашние сразу начинают о больном заботиться, на работе жалеют, нагрузки уменьшаются, человек отдыхает. Ему постепенно становится невыгодно выздоравливать…
Ипохондрики истинные и мнимые не понимают, что те льготы, которые они получают, не стоят наносимого им ущерба. Самовнушение может вызвать и настоящую болезнь, не только симптомы. У меня был один пациент, который считал, что у него тридцать две болезни! И ни за что не хотел с ними расставаться, признать себя здоровым. Ему легче было, грубо говоря, со второго этажа прыгнуть. Или лечь на операцию…
Но особенно страшно, если ипохондрики еще и истеричны. Их желание что-то кому-то доказать силой эмоций обычно заканчивается очень плачевно. Истеричность — это мина замедленного действия, которую люди подкладывают сами под себя. И в один прекрасный момент она взрывается со страшной силой. Многие люди, как минимум, зарабатывают себе тяжелый невроз, депрессию, как максимум, шизофрению. Помимо этого, существует еще истерическая глухота, слепота, немота и даже истерический паралич. И все это объективно подтверждается. Человек действительно не слышит, не видит, не говорит и не двигается. Казалось бы, никакой патологии в мышцах нет, а они раз и не двигаются! От нескольких часов до нескольких дней. И ни одно лечение не помогает.
Самовнушение — колоссальная сила. Можно вспомнить йогов, которые могли сознательно остановить сердце или активность мозга, понизить температуру тела до тридцати градусов. Одна моя родственница налила себе из бутылки полстакана водки и выпила, а я ей и говорю: «Что ж ты наделала, там же микстура была! А ты столько хряпнула!» Ей моментально чуть ли не плохо стало. Заколотилось сердце, сбилось дыхание, появилась испарина… А как узнала, что я пошутил, все эти симптомы сразу исчезли. Она выздоровела…
Еще более яркий пример самовнушения продемонстрировали медики одной из европейских тюремных больниц. Они привели в палату одного из самых крепких физически смертников и попросили его послужить науке.
«Мы поставим тебе в вену иголку, через которую твоя кровь будет постепенно вытекать, — сказали ему.
«Сколько времени нужно, чтобы вытекла вся кровь?» — поинтересовался смертник. «Часа два», — ответили ему врачи.
На самом деле парню поставили капельницу с физиологическим раствором. Содержимое второго флакона капало в тазик за ширмой, имитируя кровь. Ровно через два часа смертник умер. Хотя никакого вреда его здоровью причинено не было.
Своими фантазиями мнительные люди могут довести себя до чего угодно. Даже до беременности. Естественно, мнимой. При этом у них не только прекращается менструация, появляется тошнота, но и быстро нарастает вес, увеличивается живот, набухают молочные железы. Безусловно, одного психологического настроя или страстного желания родить для возникновения психологической беременности мало. Необходимо еще иметь тревожно-мнительный характер и соответствующую ситуацию. Например, стрессовую.
Наташа дважды расставалась со своими мужьями из-за своего бесплодия. Третий супруг, которому Наташа о своих проблемах ничего не сказала, однажды поставил вопрос ребром о ребенке: или мы создадим полноценную семью, или я уйду. Женщина потеряла покой и сон, днями и ночами грезила о наследнике. Месяца через два она вдруг почувствовала симптомы беременности. Врач подтвердил: «Все хорошо, матка растет по графику». Можно представить себе состояние женщины, которая из-за серьезной патологии многие годы не могла зачать! Она радовалась каждому новому изменению в организме. Вот появилось молоко, зашевелился плод, начались схватки… Однако воды почему-то не отходили. В родильном отделении акушеры решили проткнуть плодный пузырь, но, кроме воды, там ничего не оказалось. С Наташей случилась истерика. Она обвинила врачей в краже ребенка и подала на них в суд. Но процесс проиграла, потому что в этот момент в родильном зале находилось одновременно шесть медиков, которые были удивлены не меньше ее самой и подтвердили факт отсутствия ребенка.
Если бы Наташа жила поближе к цивилизации, где есть диагностическая аппаратура и опытные гинекологи, ее мнимую беременность распознали бы гораздо раньше. Как это делается в большинстве случаев. И женщине не пришлось бы согревать себя мыслью, что она — почти мама, а после многие годы лечиться от депрессии. Мнительные дамы переживают крушение надежды особенно тяжело. Порой они настолько фанатично убеждены в своей беременности, что не верят даже показаниям УЗИ. Таким, как правило, путь один — к психиатру. Только гипноз или лекарства могут вытащить женщину из такого состояния.
Вообще все, что связано с подсознанием, лечится очень трудно и, главное, долго. Вот один из последних примеров из практической работы. Мужчина долгое время и безуспешно лечился от алкоголизма. У него уже много лет были периодические запои. Что же оказалось на деле? Никакого алкоголизма у него нет. Есть тяжелый невроз и тяжелая депрессия. Пока я с ним боролся, никакой тяги к спиртному у моего пациента не было. Но потом он, возомнив себя мудрее врача, решил, что с зависимостью покончено и провел эксперимент — сорвался. Пришлось продолжить работу. Сейчас и невроз и депрессия ушли. А вместе с ними и желание выпить. И я уверен, что алкоголиков в чистом виде не больше десяти процентов. Всех остальных пьющих нужно лечить от невроза, депрессии, а то и шизофрении…
Есть и особая категория больных, которых лечат по принципу «клин клином», то есть тем же внушением. Помните даму, якобы проглотившую лягушку? Когда после многочисленных обследований желудка она все-таки попала к психиатру, тот после тщательного изучения ситуации, разыграл перед ней небольшой спектакль. Накормил, дал рвотного, а при наступлении соответствующей реакции подбросил лягушонка, выловленного накануне в ближайшем пруду. Женщина торжествовала и после этого быстро пошла на поправку.
Другую больную вылечил мой профессор методом плацебо. Многие годы женщина жаловалась на боли в сердце, уверяя, что у нее тяжелейшая патология. Убедившись, что ничего этого нет, психиатры не стали с ней спорить. Они рассказали ей об очень дорогом и дефицитном сердечном лекарстве и предложили ввести его внутривенно. Больная, естественно согласилась. И вот чудо свершилось. С каждым очередным кубиком физраствора она стала чувствовать себя лучше и лучше. Выздоровела прямо на глазах.
Вся психиатрия и психотерапия построена на нюансах. Вот приходит человек, например, с галлюцинациями — серьезным психическим расстройством. Как его лечить? Причин здесь может быть десяток: токсическая, травматическая, шизофреническая, эпилептическая: и т. д. А синдром один. Стало быть, надо искать причину. И здесь самую важную роль играют нюансы, сопутствующие галлюцинации. То же и с самовнушенными заболеваниями. Был случай, когда пациентка прочитала несколько статей про облысение и так зациклилась на мысли: «Вдруг это произойдет и со мной?», что у нее и вправду клоками стали выпадать волосы. А никакой патологии, даже в НИИ кожных заболеваний, не нашли. И прежде чем врачи общего профиля докопались до причины, прошли годы!
Почему на Западе эти вещи хорошо лечат? Потому что психоаналитик там — и психолог, и психиатр, и психотерапевт, и философ вместе взятые. То есть профессионал, получивший образование по четырем специальностям! Только при таком синтезе знаний возможно без лекарств воздействовать на подсознание и на мировоззренческую базу больного. Человеческая психика — это настолько гигантская вселенная, что даже лучшие европейские врачи знают о ней не больше одного процента. О российских уже и говорить не приходится. Дай Бог, если у нас найдется два десятка квалифицированных психоаналитиков. В лучшем случае, ими у нас называют себя дипломированные психологи. В худшем — те, кто заканчивает двухмесячные курсы. Мне пришлось двадцать лет изучать все выше перечисленные науки, прежде чем я подошел к психоанализу. И теперь твердо знаю: все, что парадоксально для терапевта, очень просто для психиатра.
Действительно, люди порой приходят в поликлинику с такими причудливыми жалобами! Одного больного: например: беспокоили покалывания от якобы забитого в бок гвоздя. «Я даже шляпку его чувствую!» — жаловался он врачу. Другая пациентка чуть ли не с пеной у рта доказывала, что в ее горле поселился червь, и она может дотронуться до него пальцем. Третий постоянно слышал, как в его голове булькает и переливается вода. А четвертый утверждал: «Мои кишки кто-то наворачивает на штопор, и мне так больно». Эти люди, как и впрочем и многие другие, до сих пор мучаются от своих мнимых болезней, даже не подозревая, что вылечить их в состоянии ни терапевт и ни хирург, а опытный психиатр, в том числе психотропными и гипнозом. Зачастую в условиях стационара.
Несмотря на столь мрачные прогнозы, не испытывайте судьбу и не мучьте себя, если почувствовали в организме разлад. Идите к врачу и обследуйтесь со всех сторон. Если диагноз, который вы себе поставили, подтвердится, вас станут лечить. Ну, а если окажется фикцией, то лучше посоветуйтесь с психотерапевтом. И не забивайте себе голову вещами, которых вы не понимаете и в силу своей иной профессиональной компетенции понимать и не можете.